Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе Тема урока «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Тема урока: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».
Цель: формирование навыка грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, через решение поставленной проблемы.
Задачи:
1. Образовательные: формирование навыка грамотного письма слов с парными согласными; уточнение произношения звонких и глухих согласных (с голосом или без голоса); закрепление умения подбирать проверочные слова к словам с парными согласными;
формирование навыка работы с деформированным предложением.
2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия; развитие устной и письменной речи, орфографической зоркости; коррекция внимания и памяти; коррекция зрительного восприятия;
3. Здоровьесберегающие: воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий:закрепление навыка правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики кисти.
4. Воспитательные: воспитание мотивации к учению; воспитание коммуникативной культуры учащихся; воспитание аккуратности и усидчивости.
1.Оргмомент.
Хором произносим стихотворение и выполняем действия.
Слайд №1
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь!
2.Чистописание
Игра «Угадай буквы».
Д. угадывают буквы (зашумленные)
У. На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы?
У. Запишите их парами по глухости –звонкости (1 ученик у доски).
Д. Записывают в тетрадь.
3. Темы и цель урока.
Прочитайте стихотворение.
Слайд №2
Добрый доктор Айболит Он под деревом сидит. Он не просто сел под дуб, Он лисице лечит зуб.
У. О каком литературном герое это стихотворение?
Д. Добром докторе Айболите, который лечил зверей.
У. Кто придумал этого литературного героя?
Д. Корней Иванович Чуковский.
Слайд №3
У. Сделайте звуковой анализ слов: дуб, зуб.
Как вы думаете, почему именно эти два слова взяли? (значит это орфограмма).
4. Постановка проблемы.
У. Не только лисица больна, но и другие звери, что же у них болит, прочитайте слова.
Слайд №4
Глаз Нос Лоб
У. Какие особые согласные есть в этих словах?
У. О каких согласных будем говорить на уроке?
Д. Мы будем учиться проверять парные согласные на конце слова.
5. Физминутка.
Доброму Доктору Айболиту Прислали по почте карту. Ему поможем найти путь, А нашим глазкам отдохнуть.
Слайд №5 (зрительный тренажор)
6. Изучение нового материала.
У. Доктор Айболит оказался в лесу, к нему на приём записались звери. Кто они вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге (медведь)
Слайд №6
7. Справка слово медведь произошло от двух слов мёд и ведать (знать).
2. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток ни одной.(ёж)
Слайд №7
3. Комочек пуха Длинное ухо. Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц)
Слайд №8
4. Всё изрыл и луг и сад землеройный аппарат. В темноте, в часы прогулки рыл под лугом переулки. И из сада в огород сделал новый переход. (крот)
Слайд №9
У. Назовите слова-отгадки, в той последовательности, в которой вы их называли.
- Какое слово лишнее?
Запишите отгадки, объясняя орфограмму, подбирая проверочное слово (у доски), по алгоритму:
Алгоритм:
1. Читаю слово 2. Слышу звук 3. Проверяю 4. Пишу букву
У. Ребята, давайте подведём итог, как нужно проверять парные согласные.
8. Закрепление.
Задание по вариантам:
1 группа – списывают 1 и 2 предложения стихотворения, рядом (в скобках) со словами с парной согласной на конце слова записывают проверочные слова.
2 группа – списывают 1 и 2 предложения стихотворения, подчеркивают в словах парные согласные на конце слов.
3 группа – выписывают слова с парной согласной на конце слов, к любым 2 словам, подбирают проверочные слова.
Слайд №11
7. Словарная работа.
Слайд №12
У. Что такое аппарат? Какие бывают аппараты? Обратитесь к словарю.
Д. Находят в словаре, зачитывают значение.
Аппарат-1.Прибор, техническое приспособление.2.Совокупность органов выполняющих какую-нибудь функцию организма.3.Совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль. 4. Совокупность сотрудников учреждения, организации, какой-нибудь области управления.
У. Такие слова называют многозначными.
- Как вы считаете, почему у зверей болят и зубы, и лбы, и носы?
8. Физминутка
Встаньте возле парты дружно.
Разговаривать не нужно.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Повернулись, улыбнулись.
Наклонились, потянулись.
И за парту тихо сядем,
Никому мешать не станем.
9. У. Вы хотите узнать кто еще из зверей приходил лечиться к Айболиту?
Д. На карточках спрятанных в разных укромных местах класса находят слова, при этом они двигаются свободно по классу, и на доске составляют предложение:
Айболита в лесу встречали ё_ и у_.
В гнезде сидели чи_ и стри_.
В норке пряталась мы_ь.
Утка спряталась в камы_.
- Составьте предложения, запишите их, подчеркните в словах главнее и второстепенные слова.
10. Подведение итогов.
У, Когда и как нужно проверять парные согласные.
Д. Парные согласные на конце слова нужно проверять, изменять слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
У. А ещё в подарок за хорошую работу вы получите от доктора Айболита такие открытки
Слайд 14
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб- на зубы, лёд- на льды-
Будешь грамотным и ты.
Запомните правило и будьте здоровы!
У. А вы знаете что делать, чтобы быть здоровым?
Д. Делать утром зарядку, гимнастику для глаз, заниматься спортом, делать прививки и т.д.
У. Наше последнее задание. Расставьте предложения по порядку:
3) Я буду здоров! 1) Я хочу быть здоров! 2)Я могу быть здоров!
Итог урока
– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными) – Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять) – Кто назовёт способы проверки? – Какой литературный персонаж был у нас в гостях? – Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.
Оценивание.
Домашнее задание.
На карточках (по группам)

15