Урок русской грамоты. Звук и буква Мм


Урок русской грамоты
Тема: Звуки [м], [м’] и буква их обозначающая. Письмо Мм
Цели урока:
- Познакомить учащихся со звуками [м], [м'] и буквами М, м.
- Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.
- Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.
- Развивать мышление, речь.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Сообщить , что автором книги о Винни- Пухе является
Алан Александр Милн « Винни- пух и все- все- все», перевел на русский язык Борис Заходер
Тип урока : интегрированный урок (грамота+письмо)
Оборудование: «модели» звуков (квадраты 5/5 см. синего, красного, зеленого цветов), учебники, прописи, компьютер, телевизор.
Ход урока
Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём наш урок.
(Дети садятся)
– Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
– Да! (Смотрят в бинокль)
– Вы готовы, ушки?
– Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживают их).
– Вы готовы, ручки?
– Да! (Хлопают в ладоши)
– Вы готовы, ножки?
– Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
– Вы готовы?
– Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
– Я рада, что у вас у всех хорошее настроение. У меня, ребята, тоже радостное настроение.
П. Актуализация знаний.
- Давайте, вспомним, какие гласные звуки вы знаете. (Дети называют, а я прикрепляю к доске карточки с написанными буквами, которые мы изучили)
- Произнесите гласные звуки
– Как можно определить, что звук является гласным? (когда произносим их, во рту нет преграды)
III. Формулирование темы и цели урока.
- Мы говорили об одной группе звуков. О гласных. А, какие звуки вы знаете
ещё? А чем они отличаются от гласных? (Встречают преграду, ) Назовите несколько из них.
- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:
«Мама мыла Милу мылом».
Постараемся ее запомнить, учимся произносить скороговорку
- медленно вслух,
- чуть быстрее- шепотом,
- выразительно в быстром темпе.
2 ученика говорят вслух выразителльно
- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
- Знаком ли он вам?
(Если «да», то откуда вы его знаете?)
- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. кто может сформулировать цели нашего урока,?
(Познакомимся с буквой «М»).
- Да, но буква имеет звуки.
Какие, мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Отгадайте загадку
(слайд №1)
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
И что это?...
(машина)
- Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?
(покажите квадрат, которым мы обозначаем твердый согласный звук)
2. К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.
Отгадайте, кто он?
(слайд №2)
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет — понурый.
С детства любит он реветь,
Потому что он...
(медведь)
- Посмотрите на картинку. Это сказочный персонаж. Кто из вас знает, как его зовут? А кто читал книгу про Винни-Пуха? А кто знает, кто автор?
(Слайды №3-8)
Сообщение сведений о том, что автором сказки о Винни- пухе является английский писатель Алан Александр Милн,
Аперевод на русский язык сделал детский поэт Борис Заходер
(Мало кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и книгу А.Милна «Винни-Пух и все, все, все...)
- А теперь, вернемся к слову медведь.
- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
- Какой это звук — гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
(покажите нужный квадрат)
3 Игра «Узнайте звук»
-Пожалуйста, встаньте
- Если услышите в словах звук [м] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [м,] – топните один раз:
мишка, маска, мел, милашка, море, морс, метла, мальчик, музыка.
-Садитесь
Доскажите словечко и покажите квадратик синий или зеленый, в зависимости от того, какой звук в этом слове твердый или мягкий:
а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик),[ м’ ]
б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло) [ м ]
4 Формирование зрительного образа буквы «М» в памяти учащихся.

- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)
. Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «М».
Посмотрите, где в нашем поезде место буквы М?
Как вы думаете, почему в нашем поезде с буквами М едет в синем вагоне, почему занавеска на окошке сине- зеленая ?
- А на что же похожа буква «М»? (Выслушать мнение детей)
- Посмотрите, на что она похожа у меня.
(слайд № 9 )
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
5 Письмо элементов буквы М, письмо М строчной и заглавной
- Откройте прописи на стр.9
Подготовка к письму:
Упражнения для подготовки кистей рук к письму:
Положили обе ладони на парту, поочередно поднимем каждый пальчик несколько раз.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.
Проверка посадки:
– Руки? (На месте)
– Ноги? (На месте)
– Локти? (У края)
– Спина? (прямая)
Показ письменной М
(слайд № 10)
Из каких элементов состоит М?
Еще раз проверим, как положили пропись (наклонно)
Взяли в руки ручку (тремя пальцами, поставили на локоток)
- Показ на доске- учителем, считаю я, дети шепотом повторяют счет.
- Обратным концом – по парте- самостоятельно, под счет.
В прописи:
Под счет учителя:
1 строчка
(элемент)
-по точкам 1 элемент - все вместе,
Под мой счет 1 элемент – самостоятельно
Под счет шепотом-
Самостоятельно до конца строки.

2 строчка
(строчная м )
- Показ на доске- учителем, считаю я, дети шепотом повторяют счет.
- Обратным концом – по парте- самостоятельно, под счет.
В прописи:
Под счет учителя:
2 строчка

-по точкам 1 буква - все вместе,
Под мой счет 2 буква – самостоятельно
Под счет шепотом-
Самостоятельно до конца строки.
3строчка- аналогично
4 строчка заглавная М- аналогично
Физминутка
Раз - нагнулись, потянулись;
Два - поднялись, разогнулись;
Три - в ладоши три хлопка;
Головою три кивка;
На четыре - руки шире;
Пять, шесть - тихо сесть;
Семь, восемь - лень отбросим.
6. Чтение слогов.
-Сейчас мы поучимся читать слоги с буквой М
(слайды № 11-20)
- Ребята, откройте буквари на странице 18.
Найдите буквы Мм в сине- зеленом окошке вверху страницы, скажите, почему окошко наполовину синее, наполовину зеленое ?
Найдите написанные слоги
Ау ма ум им ым
Уа мо му ми мы
( Читает хорошо подготовленный ученик,, а потом хором.)
- По столбикам
- По строчкам
7 Звуковой анализ слова
- найдите рисунок цветка, как он называется ?
Давайте найдем модель слова «мак», что мы можем рассказать о звуках в этом слове?
- Сколько в нем слогов ?
- Какой 1 звук?
-Каким цветом его обозначим?
-Какой 2 звук?
-Каким цветм его обозначим?
-Какой 3 звук?
-Каким цветом его обозначим ?
8 Развитие речи
Посмотрите на картинку вверху страницы
Что мы видим?
(маму и детей)
 С буквы М начинается самое дорогое для каждого человека слово- мама.
Пожалуйста, ответьте на мои вопросы:
- Куда пришли дети и мама ?
(на речку )
Что сделала дочка?
(Дочка собрала букет для мамы)
Что делает сын?
(сын смотрит на цветок с мамой вместе)
Дети любят маму?
А мама любит детей?
Сейчас мы будем учиться читать предложения
(стр. 18 букваря)
Мы и мама
У мамы дети.
Мы любим маму. А мама ? Мама любит нас.
-Ребята, у некоторых из вас есть также дорогой и любимый человек- бабушка, которая также как и мама очень вас любит. Маму и бабушку надо любить и уважать.
VII. Итог урока
- Что интересного было на уроке?
- Что вызвало затруднение? Почему?
С какими звуками мы познакомились на уроке?
Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.
Поднимите руки, кто считает, что на этом уроке поработал хорошо.
А я хочу сказать, что сегодня хорошо поработали…

Дополнительно.
Поиграем в игру “Доскажи словечко”. Слова-отгадки выкладываем в виде звуковых схем на парте
В черном поле заяц белыйПрыгал, бегал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц? … (мел)
В подполье, в каморкеЖивет она в норке, Серая малышка.Кто же это? … (мышка)
Руки мыть пошла Людмила,Ей понадобилось … (мыло)