УРОК по русскому языку в 1 классе. ТЕМА: « Строчная и заглавная буквы ф, Ф»


МАОУ Алабинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
УРОК
по русскому языку
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: « Строчная и заглавная буквы ф, Ф»

Разработала: Смирнова Е.Ю.
учитель начальных классов
г.п. КалининецКонспект по русскому языку (обучение письму) в 1 классе
ТЕМА: « Строчная и заглавная буквы ф, Ф»
Педагогическая цель Создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Ф, ф; использования на письме заглавной буквы; содействие развитию моторики, фонематического слуха; воспитание аккуратности.
Вид урока Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Ф, ф; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ф]; используют заглавную букву в именах собственных.
Универсальные учебные действия Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.
Учебно-методическое обеспечение урока Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению. «Азбука». Москва «Просвещение»2015г. Часть 2.
В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Обучение грамоте. Пропись, часть №4.
Образцы письменных букв.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера.С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А
Этап урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения I.Организационный момент Фронтальная беседа приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования (наличие учебной тетради, ручки); эмоционально настраивает на урок
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится. приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. Индиви-дуаль-ный. Провер-ка готов-ности к уроку.
I I. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Вступительное слово учителя. - Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой «Ф».
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
- Ребята, какую букву мы будем учиться писать? Внимательно слушают

- Букву Ф. Принимают учебную задачу. I I I. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа -На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой Ф. Что вы про нее узнали?
Ножницы я в руку взял
Букву «эф» я в них узнал.
Одна нога, два глаза
Узнаешь букву сразу.
Я – футбольный судья
Целый день с мальчишками
Два футбольных мяча
У меня под мышками.
Всем известно без подсказки,
Буква «Ф», как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.


- На что похожа буква Ф? Рассказывают о букве Ф.
Слушают стих-ния.
Отвечают на вопрос. Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение. Фрон-тальный.
Устные ответы.
IV.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Пальчико-вая гимнастика. Фронтальная, индивидуаль-ная.Практи-ческий, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики. -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Краб».
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив клешню одну. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую. Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя. Индиви-дуаль-ный.
Правиль-
ное выполне-
ние упр-
ния для мелкой мотори-
ки паль-
цев рук.
2. Правила посадки за столом во время письма. Индивидуаль-ная.Практи-ческий- Проверим посадку, правила обращения с ручкой.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас друзья не скрою –
Ручку правильно держу. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой. Индиви-дуаль-ный. Провер-ка прав. посадки и верного обраще-ния с ручкой.
3.Работа в «Прописи»
Анализ начертания строчной буквы ф. Письмо строчной буквы ф. Фронтальная, индивидуаль-ная. Практичес-
кий, наглядно-демонстраци-онный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо. -Посмотрите на строчную букву ф. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы ф.
-Обведите контуры.
-Выполните письмо буквы в воздухе.
- Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
-Напишите строчную букву «ф».
-Напишите слоги: фа, фи, фе, фл.
-Напишите слова: флаг, филин
Слушают учителя. Рассматривают строчную букву ф. Отвечают на вопросы.
Прописывают элементы.
Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут слоги, слова. Анализируют начертание строчной буквы ф, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют, выполняют письмо. Фрон-
тальный, индиви-
дуаль-
ный. Устные ответы. Правиль-
ное называ-
ние и написа-
ние эле-
ментов строч-
ной буквы ф.
4.Письмо предложения. Слого-звуковой анализ слов. Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Беседа, работа со схемой. -Выполните слого-звуковой анализ слова филин.
-Сколько слогов в слове?
-Сколько звуков в слове?
-Из чего состоит 1-ый слог?
-Из чего состоит 2-ой слог?
-Напишите слово филин во множественном числе.
-Прочитайте предложение.
«На каждом корабле есть флаг».
- Сколько в этом предложении слов?
-Вспомните правила правильного оформления предложения на письме.
- Спишите предложение.
-Два.
-Пять.
-Из мягкого слияния согласного с гласным.
-Из мягкого слияния согласного с гласным и твёрдого согласного.
- филины
Читают предложение.
- Пять.
-Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
Списывают пред-ложение. Правильно оформляют запись предложения на письме. Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанное слово со схемой-моделью. Выполняют письмо с печатного шрифта. Фрон-
тальный, индиви-
дуаль-
ный. Выполнение слого-
звуково-го анализа слова. Письмо слова и предло-
жения.
Физкультми-нутка музыкальная: « У оленя дом большой». Коллективная, индивидуаль-ная. Практи-ческий. — У оленя дом большой.

— Он глядит в свое окошко.
— Тук-тук! 
— Дверь открой! 
— Там в лесу…
— Охотник злой!
— Быстро двери открывай,
— Лапу мне давай! Складываем руками над головой крышу дома.
Показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
Стучим правой ногой в пол.
Открываем дверь.
Показываем большим пальцем за плечо.
Изображаем руками ружье.
Делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
Выставляем руку вперед ладонью наружу. Осуществляют профилактику утомления. Правиль-ное вы-полнение упр-ния.
5. Работа в «Прописи»
Анализ начертания заглавной буквы Ф. Письмо заглавной буквы Ф. Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический, наглядно-де-монстрацион-ный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо. -Рассмотрите заглавную букву Ф.
-Обведем по контуру элементы буквы.
-Прописная (заглавная) буква Ф состоит из 3-х элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу и двух овалов.
-Напишите букву Ф по элементам в воздухе.
-Напишите букву Ф в прописи.
-Напишите слоги с заглавной буквой Ф: Фа, Фу, ФЕ.
- Как пишутся имена людей?
- Напишите имена: Фаина, Федя.
- Сделайте самостоятельно звуко-буквенный разбор слов. Обводят по контуру элементы букв. Рассматривают прописную букву Ф, прописывают элементы буквы, букву Ф, слоги.
- Имена людей пишутся с большой буквы.
Пишут.
- Закрашивают мягкие согласные зелёным карандашом, а твёрдые согласные – синим карандашом. Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Ф в соответствии с образцом. Индиви-дуаль-ный. Провер-ка пра-
вильной ориенти-
ровки в рабочей строке. Верное называ-ние и на-
писание элемен-тов и пропис-ной буквы Г.
6.Письмо предложений Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Беседа. - Прочитайте и запишите предложения: «Фаина вяжет кофту», « У Феди тёплый шарф».
Читают. Пишут. Правильно оформляют предложение на письме. Индиви-дуаль-ный. Правиль-ное написа-
ние предло-
жений.
7. Определение звука Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Чтение, письмо. Отгадайте загадку:
Запылал у чудища
Изумрудный глаз,
Значит, можно улицу
Перейти сейчас.
Беседа о назначении светофора.
- Запишите слово.
- Какой звук обозначает в слове буква «ф»?
- Светофор.
Пишут слово «светофор».
- Твёрдый согласный. Распознают звук, правильно записывают слова.
Повторение ПДД. Фрон-
тальный, индиви-
дуаль-
ный. Правиль-ное написа-
ние слов, чтение.
V. Рефлексивно-
оценочный Фронтальная.
Словесный.
Беседа. -Буква Ф довольна вашей работой. А вы?
-Что получилось? Над чем надо еще поработать? Легко ли написать букву Ф? Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. Фрон-
тальный.
Устные ответы.