Урок по русскому языку «Звук и буква С. Чтение слогов и слов. Закрепление изученных звуков и букв»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интертат VIII вида
Урок. Письмо (грамматика и правописание)
2 класс

Тема. Различие звонких и глухих согласных. Закрепление.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Зинаида Александровна Мяльдзина16 декабря 2015 г.
Цели и задачи.
Образовательные:
Закрепить полученные знания о парных звонких и глухих согласных.
Добиться усвоения полученных знаний по теме в результате развития навыков чтения и письма слогов, слов, предложений.
Коррекционно-развивающие:
Обеспечить условия для развития операционного компонента учебной деятельности:
мыслительных операций:
анализа и синтеза (при развитии навыков фонематического восприятия и представления, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза);
сравнения и обобщения (при выявлении особенностей артикуляции парных звонких и глухих согласных;
при работе по вопросам над уточнением лексического значения слов);
долговременной памяти через обозначение парных согласных букв на письме принятыми символами;
развитие умения распределять и переключать внимание на всех этапах урока путём использования опорной наглядности;
развитие речи обучающихся (согласование И.прил. с И.сущ., при ответах на поставленные вопросы)Обеспечить условия для развития мотивационного компонента учебной деятельности:
эмоциональной мотивации: через использование ИКТ на занятии;
познавательной мотивации: через разрешение проблемной ситуации в ходе игрового момента.
Обеспечить условия для развития регулирующего компонента учебной деятельности:
при осуществлении текущего самоконтроля на этапах закрепления полученных знаний, умений и навыков;
при переключении с учебной деятельности на динамическую паузу.
Воспитательные:
Формировать коммуникативные умения учащихся:
умение слушать инструкцию учителя;
умение соблюдать нормы речевого этикета.
Воспитывать личностные качества учащихся:
стремление оказать помощь в трудной ситуации;
дружелюбие;
аккуратность при выполнении письменных заданий.
Оборудование:
ноутбук, презентация музыкальные физпаузы, тетради, ручки, простые карандаши, снежинки, «Волшебный сундучок», задания в конвертах, звоночки, индивидуальные карточки домашнего заданияПланируемые результаты освоения материала. Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие согласные.
План урока.
1. Организационный момент:
Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке,Книга, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу.
Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.
– Урок у нас необычный.
Мы с вами попали на праздник Зимы. А кто будет хозяйкой этого праздника, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто, на рукаве.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки)
(Высоко в небе из капелек воды рождаются снежинки. Снежинки все очень разные, нет двух одинаковых, а какие они красивые, сказочные. Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло).Снежинка захватила с собой Волшебный сундучок. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снежинка приготовила сюрприз.
Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова:
«Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Нужно тайну разгадать!»
1-ое задание.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Снежинка хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать в тетради буквы
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмем тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
Я тетрадочку открою, уголочком положу.Я, друзья, от вас не скрою – Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Физминутка. Приготовим пальчики.
1,2,3,4 (подкидываем снежный комочек)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение рук)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий (движения те же)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают «снежок»)
Два – поймаем (ловят)
Три – уроним (на парту)
И поймаем (ладонями прикрывают снежок)
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Обвести трафарет снежинки.

Написать сСс, СсСАктуализация знаний.
Закрепление изученного: На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Парные согласные в гости пригласи,
Чётко их по парам ты произнеси:
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С
Ладошку к горлу подставляй,
Глухой и звонкий различай.
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ) Итак.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это все умею я».
2-ое задание.
Мы с вами будем определять в словах парные звонкие и глухие согласные звуки и правильно обозначать их на письме.
На партах у вас стоят звоночки. Если слово начинается на звонкий согласный, то звоним звоночком, если на глухой согласный, то молчим.
Пловец, град, звонок, волк, фонарь, дятел, змей, жаба, швабра, доска, брат, крик, Слава, три.3-е задание.
1.Прочитай слов. Соедини пары слов, которые отличаются одной буквой,
стрелками. Скажи, что обозначает каждое слово.
Гол Шить
Бой Звон 
Тима Кол
Сон Фата
Жить Дима
Вата Пой
2. Какая разница в написании этих слов и в произношении? Сравни их по плану.
Сходство. Различие.
3. Записать пары слов, подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные.

Физпауза Упражнения для глаз «Снежинка»

4-е задание.
Словарная работа.
Каждому ученику раздается карточка, на которой написано:
Снежинка (какая?)
Белая, пушистая, мягкая, легкая, чистая, смелая, воздушная, серебристая, кружевная, спокойная, нежная, быстрая, колючая, добраяЗадание. Выписать выделенные слова. Подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные. Дописать к каждой из этих согласных его пару. Проверка выполнения задания.

Устно. Добавить слова:
снежинка похожа на: звездочку, цветок, кружево, бабочку, пушинку
я испытываю: восторг, радость, грусть, восхищение.
5-ое задание
Составить и записать красивое предложение про снежинку. Составить схему предложения. Разделить слова на слоги для переноса
Домашнее задание. Выполнить задание на индивидуальных карточках. Задание: списать четверостишие, выделить парные звонкие и глухие согласные по образцу. Раскрасить снежинку.
Итог урока:

- Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Оцените свое состояние и настроение на уроке.

Радость Спокойствие Грусть
Итоговые оценки за урок.
+