Конспект урока по русской грамоте 1 класс . Тема Звук, буква Яя


Урок русской грамоты.
Дата________________
Тема урока: Звуки и буквы Я я, Я я. «Яща». «Яблоко».
Цель урока: создать условия для работы на уроке.
Задачи: 1) обогатить словарный запас cо словами с буквой Я;
2)знать и уметь различать в словах звуки, обозначаемые буквой Я;
3) читать и писать слова с буквой Я; читать и пересказывать текст.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа над новым материалом.
1 .Обогащение словарного запаса словами с буквой Я.
- Слушайте стихотворение.
- Что правильно и что неправильно в нем?
- Знаешь ли ты, кто такие як, ястреб, ягуар, ясень, язь.
- Исправь ошибки в стихотворении :Я однажды видел сам:Ясень по лесу ходил
Як летал по небесам.Язь в реке грибы удил—
Ястреб плавал в океане,Я не вру, поверьте мне.Ягуар бежал от лани.Я видал это во сне.
Если б не было его,
2.Отгадай загадки. Круглое, румяное С дерева достану я.
На тарелку – положу:
«Кушай. мамочка», - скажу.(яблоко)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиСобирать в лукошко дети,(ягоды)
Не сказал бы ничего. (язык)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться, (яйцо)
2.3вукобуквенный анализ.
1 .Звуковой анализ слов як, маяк, моряк.
* Составляется звуковая схема слов, обращается внимание, что в слове як три звука, первый из которых -мягкий согласный Й, а второй - гласный А.
В слове маяк пять звуков, после гласного [А] - мягкий согласный [И] и гласный [А}:
И в слове моряк пять звуков, после мягкого согласного Й – А .
* Введение печатных букв Я я. Показ заглавной и строчной букв, их рассматривание. Составление звукобуквенной схемы; установление связи между звуками и буквами. В словах якорь и маяк буква Я надписывается над двумя звуковыми окошечками, в слове моряк над звуковым окошечком, где «живет» звук [А].
3. Умеешь ли ты различать в словах букву Я? Работа с сигнальными карточками : учитель читает текст, а учащиеся поднимают сигнальную карточку , когда произноситься слово с буквой Я .
Яшка-тельняшкаЯше снятся якоря,Океаны и моря.Ялик с якорем у Яшки,Якорь даже на тельняшке!Яша маленький пока,Не дорос до моряка.Подрастет - служить на флот -Обязательно пойдет.
4. Характеристика буквы: На каком квадратике написана буква ? На красном. Почему? Буква Я - гласная. Какую звуковую работу она выполняет? Она может обозначать два или один звук. Примеры: як, моряк.
5.Чтение рифмовок «На что похожа буква»:Куча яблок на прилавке. Буква Я всегда былаИ подумал я, друзья, Всем и каждому - мила.Вот бы яблоку две лапки Но советуем, друзья,Вышла б cpазy буква Я.Помнить место буквы Я.
3.Чтение.
1. Чтение слов с буквой Я (с.54-55,букварь).
- Как читается согласная перед гласной Я? Мягко.
2.Индивидуальные задания: чтение стихотворений
ФИЗМИНУТКА
4. Письмо (с.22-23,пропись 2)
I .Сопоставление печатной и письменной, строчной и заглавной буквы Я
Раскрашивание звуковой схемы слова ЯБЛОКО, ЯК, РЯБИНА.
Письмо строчной и заглавной буквы Я.
2.Письмо слов с буквой Я.
3.Списывание предложений: вставить пропущенные буквы.
4.Самостоятельная работа: подбери и напиши слова с буквой Я.
5. Работа по развитию навыка чтения.
1 .Чтение текста «Яблоко» (с 55,букварь).
Ответы на вопросы по содержанию текста:
- Где происходило действие?
- Что случилось на поляне?
2. Разыгрывание ситуации по ролям.
3.Возм.уровень: чтение сказки «Лиса и кувшин».
- Почему лиса засунула в кувшин голову?
- Как это характеризует лису?
- Как она решила избавиться от кувшина?
- Как это характеризует лису?
- А какие сказки о лисе ты знаешь?
- Какой нарисована лиса в сказках?
6. Рефлексия.
7. Итог урока.