Круглый стол Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра


Из опыта работы
Круглый стол

______________________________
З.В. ЗАХАРОВА,
Учитель географии
____________________________________
Уважаемые педагоги!
Я рада приветствовать Вас. Тема сегодняшней нашей встречи подсказана жизнью. Здоровье наших детей и Ваше здоровье уважаемые педагоги. Нет ничего важнее, поскольку многое (знания, стремление к достижениям, способности) теряет свою цену, если отсутствует главный компонент социализации — здоровье.В качестве обязательного итога сегодняшней встречи нам представляется определение ключевых проблем и выработка направлений совместных действий по сохранению и укреплению здоровья. Я уверена, что большинство из Вас владеет информацией о составляющих компонентах здоровья, факторах «риска» и, в то же время, полагаю,
что многое в том, что Вы узнаете сегодня по обсуждаемой проблеме, будет для Вас очень полезным. Сегодня на определенном этапе нашей встречи мы будем работать в группах и, таким образом, выявим коллективную позицию по обсуждаемой проблеме, а также, возможно, приобщимся к бесценному педагогическому опыту, полезному для всех.
5715384175
Из опыта работы
Я предлагаю начать нашу работу с блиц- опроса. Прошу отвечать коротко и конкретно, опираясь,главным образом, на свой педагогический и личный опыт.
1. Сформулируйте хотя бы одно правило из серии «Как воспитать здорового ребенка?» 2. Что мешает выполнять эти правила? 3. Что, в Вашем представлении, есть здоровый образ жизни? 4. В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укреплении здоровья наших детей? 5. Дайте совет педагогам, которые, на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты. Благодарю Вас за спектр выявленных проблем.
Таким образом , мы поняли, что состояние школьника, педагога зависит от многих факторов. среди которых важное значение принадлежит образу жизни.
Неслучайно среди современных технологий образования на первое место выходят здоровьесберегающие. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в
состоянии должным образом усваивать полученные знания и в
будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Мне очень интересно Ваше мнение в отношении того, как сегодня следует работать в школе в условиях здоровьесбережения.Предлагаю обсудить этот вопрос. Для этого прошу Вас по очереди достать вопрос из конверта и высказать свою точку зрения, остальныые участники могут уточнять, добавлять, высказывать иную точку зрения.
Вопрос.
Конфликт с учащимися, с педагогами, родителями – один из негативных факторов здоровьесбережения.
Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации? Поделитесь опытом.
Вопрос .
Я начинающий учитель и классный руководитель и за первое полугодие мне выставили три балла из 10 по здоровьесберегающим технологиям в классе, т. к. не достаточно проведено мероприятий. Не могли бы Вы подсказать, сколько и какие обязательные мероприятия по здоровьесберегающим технологиям нужно проводить в классе?
Из опыта работы.
Сама идея обязательности "мероприятий по здоровьесберегающим технологиям" кажется мне достаточно ущербной. Здесь возникает, по меньшей мере, два вопроса: что уважаемые проверяющие считают здоровьесберегающими технологиями, что считают критериями достаточности их применения и т.п. Я бы эти вопросы задала тому, кто оценивал Вашу работу. Считаю, что работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья является достаточной, если она комплексная и систематическая. И если есть результат, который измеряется.
Для этого создаются: а) оптимальные условия двигательного режима учащихся: подвижные перемены, динамические часы, музыкальные физические минутки на уроках, глазодвигательная гимнастика; б) формировались навыки здоровьесберегающего поведения: заботливое отношение к одноклассникам, педагогам и родителям, исключающие травматизм игры на переменах и после занятий, осуждение привычки к курению и алкоголю. Оздоровление классного помещения осуществлялось с помощью созданного в классе аэрофитомодуля — комплекса выделяюiцих фитонциды
неприхотливых комнатных растений,.
Все это не только оздоравливает детей, но и мотивирует их практическую здоровьесберегающую деятельность.

Вопрос.
Народная мудрость гласит « Здоровье - это ступень, на которую человек должен подняться сам?» Следует ли из этого, что каждый ли учитель должен работать по здоровьесбережению? Следует ли заставлять учителя этим заниматься? Или все -таки важно желание и интерес.
Ответ
На мой взгляд, обучение невозможно без здоровьесбережения. Сохранение здоровья школьников — одна из главных задач для каждого учителя. Сегодня, когда здорового ребенка школьного возраста днем с огнем не найдешь, она обострилась, стала как никогда актуальной. Но здоровьесбережение — это не только зарядка, физкультпаузы на переменах и правильное питание. Состояние физического и морального здоровья школьника зависит и от того, каким образом учитель подает знания и в какой
Из опыта работы
форме идет проверка усвоенного. Поэтому учитель должен этому учиться ( по возможности, с желанием).
Учитель (как психолог в какой-то степени) должен на своем уроке предусмотреть как факторы физического здоровья школьника (правильная посадка, санитарно-гигиенические условия кабинета и т.д.), так и факторы, влияющие на его психику и общее состояние организма (психологический климат на уроке, утомляемость, сформированная мотивация, работоспособность и т.д.).
Ведь все здоровьесберегающие технологии направлены на поддержание здоровья учащегося в целом. Если у учителя есть заинтересованность в том, чтобы урок прошел с высокой отдачей, то можно применить один - два метода и результат на лицо. С другой стороны, каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки проходили на "ура", а здоровьесберегающие технологии дают такие огромные возможности превратить мечту в реальность. Многие учителя боятся переходить на систему уроков с применением здоровьесберегающих технологий, поэтому их надо переубедить, разъяснить в чем заключаются эти технологии. Ведь каждый учитель имеет в своем опыте некоторые изюминки проведения уроков, возможно они относятся к
данным технологиям, но он об этом не догадывается. Поэтому
только убеждение может изменить ситуацию.
Вопрос.
В наших школах отсутствует ставка медика.
На сколько результативно работать школе в рамках здоровьесбережения без поддержки медицины?
Ответ
Здоровье - это многомерное системное понятие. Психические, нравственные, социальные компоненты оказывают все большее влияние на общее состояние здоровья человека. Поэтому педагогические факторы его обеспечения усиливаются. Конечно, роль медика в школе велика и вообще это очень больной межведомственный вопрос. Но основные школьные факторы риска возникают на каждом уроке в непосредственном общении педагога с учащимися. Отсюда и способы их преодоления.
Вопрос.
Проблема курения, употребления школьниками алкоголя, компьютерных игр -знакомы каждой школе.
Как предупредить возникновение подобных проблем и минимизировать число школьников с вредными привычками. Давайте поделимся опытом.
Из опыта работы.

Вопрос.
Последнее время очень много ведется разговоров о синдроме эмоционального выгорания учителя!
Как сберечь здоровье на уроке не только ученику, но и учителю? Какими рекомендациями по релаксации владеете?.
Ответ
Все заметнее проблемы со здоровьем.
Из проблем со здоровьем наиболее заметны лишний вес, алкогольные проблемы (не массово), курение, неврастения. Известно, что эти факторы являются компенсаторными при перегрузках нервной системы.
Известно, что человек трехсоставен: у него есть дух, душа и тело. Поэтому, говоря о здоровьесбережении, нельзя забывать, что заботиться нужно не только о здоровье тела, но также духа и души. Здоровая духовная основа, умение трудиться душой, работа над своим внутренним "я" приведут к и к физическому оздоровлению. Иными словами, духовное здоровье, по моему глубокому убеждению, является основой физического здоровья. (Вспомним Римскую империю: в ее распаде не последнюю роль сыграл моральный упадок). Поэтому известное высказывание: "В здоровом теле - здоровый дух!" я бы (да простят меня авторы!) перефразировала и сказала бы так: "Если дух здоров, то и тело здорово!»
Вопрос.

В нашей стране по статистике идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении прошлыми годами процент суицидов среди учащихся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился.
В чем причина и что делать?
Ответ
Одна из социальных причин суицида у детей - это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушении поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения.
Вопрос.
Какие образовательные технологии следует использовать в условиях здоровье сбережения?
.
Ответ.
Технология проектов, игровые технологии ,личностно – ориентированное обучение.
Ведущий.
Мы завершаем наш диалог и переходим к заключительной части нашего диалога.
Попробуйте, используя Ваш личный опыт, опыт Ваших коллег, построить школу Здоровья , разделившись на группы.
Время на работу 5 минут.
Из опыта работы
Защита проекта.
5минут.
Итог.
Спасибо за Вашу заинтересованность, готовность к участию.
В методическую копилку.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения.