Круглый стол Молодежь и право

Круглый стол «Молодежь и право»


Цель: 1. Профилактика правонарушений. 2. Воспитание гражданской позиции. 3. Формирование нравственного и гуманного отношения к ближнему. Наглядность: а) На доске эпиграфы к мероприятию: 1. Незнание – не довод. Б.Спиноза. 2. Отделение прав от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища. Н.Погорелов 3. Первая ступень мудрости – понимать ложное. Латинская пословица 4. Ты можешь стать умнее тремя путями: - путём опыта – это самый горький путь; - путём подражания – это самый лёгкий путь; - путём размышления – это самый благородный путь. Древняя китайская пословица 5. Прежде чем начать месть, вы должны выкопать две могилы. Китайская мудрость 6. Право сильного трансформируется в правду сильного. И.Н.Шевелев б) Раздаточный материал: карточки с ситуациями. в) Папка с законодательными актами.
Ход мероприятия
1. Процедура "Приветствие"
Цель упражнения: - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Ведущий:
«Тема нашего мероприятия: «Молодёжь и право». Основная цель непосредственно связана с первым высказыванием, написанным на доске: «Незнание – не довод», иными словами: незнание закона не освобождает от ответственности, и ваша цель – стать более компетентными, научиться защищать свою гражданскую позицию, или для тех, у кого ее нет, попытаться обрести ее. Итак, что же такое право? (ответы участников Круглова стола)


Ведущий:
«Правописание», «правильный», «правда», «наше дело правое», «право избирательное». Много слов, словосочетаний употребляем мы с корнем «прав», разветвленным, уходящим глубоко в историю нашего языка и государства. Давайте выберем два нужных для разговора и подумаем над их смыслом. «Правда» и «право». Простые и обиходные слова: «отец», «мать», «сестра», «брат», «семья», «Родина», «дом», «честь» и так далее. Кстати, «правда», «право», «закон» существуют в одном и том же значении у всех славянских народов».

Ведущий: Сейчас проведем «Мозговой штурм» Вариант 1
Работая в группах дайте свою трактовку предложенным понятиям:
1 группа: уголовное право, преступление, проступок, деяние;
2 группа: объект преступления, субъект преступления, объективная сторона преступления, субъективная сторона преступления;
3 группа: мотив преступления, цель преступления, необходимая оборона, крайняя необходимость.
(Далее правильная трактовка на слайдах
Раскрытие основных понятий: (10мин) При помощи УК РФ дать основные понятия:
- уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. - преступление – это правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
- деяние - в уголовном праве акт осознанно-волевого поведения в форме действия или бездействия, повлекший общественно опасные последствия
- проступок действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.
- объект преступления- уголовно-правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. (состав)
- субъект преступления- лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. (состав)
- объективная сторона преступления-это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. (состав)
- субъективная сторона преступления-это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. (состав)
- мотив преступления-это основанные на существующих у лица потребностях и интересах факторы, которые обуславливают выбор лицом преступного варианта поведения и конкретную линию поведения в момент совершения преступления.
- цель преступления-это идеализированное представление лица о преступном результате, которого оно стремится достичь своими действиями.
- необходимая оборона- это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.
- крайняя необходимость- случаи, когда лицо для того, чтобы предотвратить ущерб своим личным интересам, интересам других лиц, общества и государства, вынужденно причиняет вред другим охраняемым интересам. )
Мозговой штурм Вариант 2.
Ведущий: Какие вы знаете виды ответственности?
(административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая)
Ведущий "Разделитесь, пожалуйста, на две группы: каждой из групп предлагается ситуация, в которой предусматривается право выбора. Не забывайте, что наш третий эпиграф гласит: «Первая ступень мудрости – понимать ложное»"
Мы хотим поговорить о недавно произошедшем случае в Приморье. Группа девушек подростков жестоко избили свою сверстницу, сейчас мы вам покажем видеоролик как произошло, после показа видеоролика мы бы хотели узнать ваше мнение. (Ролик)
Задача 1. Наташа, ученица 1 курса, очень любила смотреть телевизор, особенно всякие криминальные передачи, в которых рассказывали об изнасилованиях, убийствах, грабежах и призывали людей быть осторожными. Постепенно Наташе стало казаться, что за каждым углом ее подстерегает убийца или грабитель. Поэтому она взяла на кухне самый длинный и острый нож и стала носить его во внутреннем кармане куртки для самообороны. Однажды вечером, когда Наташа возвращалась домой с занятий в секции карате, к ней подошел молодой человек и вежливо спросил, как найти улицу Пионерскую. Вместо ответа он получил удар ножом под ребра и ногой по шее. Подъехавшим к месту происшествия сотрудникам полиции Наташа объяснила, что приняла юношу за насильника и таким образом защищалась от «нападения».
(ответы участников)
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Решение. УК признает право каждого человека защищаться от нападения, но в данном случае нападения не было. Юноша не угрожал Наташе, у него в руках не было оружия, он вел себя абсолютно не агрессивно. Наташа безосновательно решила, что он собирается на нее напасть. Поскольку не было нападения, то не могло быть и защиты, следовательно, Наташа подлежит уголовной ответственности за умышленное нанесение вреда здоровью юноши. Форма вины умысел, так как Наташа понимала, что она делает, а также хотела причинить вред здоровью молодого человека.
Задача 2. Алексей (17 лет) вечером шел домой с занятий в секции карате. Внезапно он услышал женский крик. Ему показалось, что какая-то женщина зовет на помощь. Он бросился в сторону, откуда доносились крики, и увидел двух мужчин, прижавших к стене молоденькую девушку и пытающихся стащить с нее одежду. Девушка кричала и отчаянно пыталась вырваться. Алексей незаметно подошел сзади и несколькими меткими ударами «вырубил» нападавших (не зря он восемь лет занимался своим любимым каратэ). Правда, сгоряча от немного переборщил вызванная им «скорая» увезла обоих в больницу с переломами и другими серьезными повреждениями. Как оценить поведение Алеши?
(ответы участников)
Решение. Алексей спасал честь и, возможно, жизнь девушки. Он видел, что ей реально угрожает опасность быть изнасилованной. В такой ситуации его действия были абсолютно правомерными. Если, защищая жизнь и здоровье другого человека, причиняется вред нападающему, это не является преступлением. В соответствии со ст. 37 УК, не является преступлением причинение вреда нападающему в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав самого обороняющегося или других лиц (именно второй случай здесь имеет место), т. е. действия Алексея непреступны.
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Задача 3. Ваня в 14 лет совершил свое первое и единственное в жизни преступление вместе с компанией старших ребят угнал автомашину соседа. Они тогда весело покатались и бросили свой трофей на окраине города в канаве. Угонщиков не нашли и постепенно все забылось. Ваня вырос и превратился в Ивана Степановича инженера, верного мужа и заботливого отца. Он никогда не вспоминал ту давнюю историю, но вдруг прошлое само напомнило о себе его вызвал на беседу следователь районного отделения милиции. Иван Степанович узнал, что случайно то давнее дело об угоне машины раскрылось: кто-то из бывших соучастников проболтался. Иван Степанович очень испугался: ему не хотелось отвечать за грехи юности, но следователь его успокоил, сказав, что истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
(ответы участников)
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Решение. Следователь прав. В уголовном праве есть понятие сроков давности, по истечении которых лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности. Для каждой категории преступлений есть свои сроки см. ст. 78
УК. Ваня совершил преступление, предусмотренное ст. 166
УК, неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (чтобы просто покататься). Это тяжкое преступление, наказание за него может быть до семи лет лишения свободы (ст. 166 ч. 2, так как преступление было совершено группой лиц). В соответствии со ст. 78 УК, после совершения тяжкого преступления должно пройти десять лет, прежде чем государство «простит» преступника и освободит его от уголовной ответственности.
Задача 4 Ваш знакомый сверстник, у которого родители уехали за город на выходные дни, пригласил вас в малознакомую вам компанию сверстников к себе в гости на вечеринку. Вы просмотрели в гостях у приятеля интересный видеофильм, послушали музыку. Кто-то из компании предложил выпить спиртное (оно, к несчастью, оказалось у вашего приятеля дома) и покурить. Большинство членов компании, в том числе хозяин вечеринки, поддержали эту затею. Ваши действия: 1. Вы решили присоединиться к большинству. 2. Вам не понравилась эта идея, и вы решили уйти. 3. Вы пообещали рассказать обо всем родителям вашего приятеля. 4. Вы решили обязательно сообщить об этом по телефону в полицию. 5. Вы попытаетесь отговорить от этой идеи компанию, зная заранее, что ваши убеждения будут безрезультатны. (ответы участников)
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Задача 5
Однажды ваш лучший друг (или подруга) признается, что украл (или украла) у вашего одногруппника (либо учителя или незнакомого человека) какие-либо драгоценности (ценные вещи или деньги), и предлагает вам временно спрятать их. Ваши действия: 1. Вы согласитесь и никому ничего не скажете. 2. Вы тут же расскажете об этом в группе, классному руководителю. 3. Попытаетесь убедить друга (или подругу в том, что необходимо любым путем вернуть украденное владельцу, в противном случае, вы перестанете с ним дружить или обязательно расскажете об этом классному руководителю или сообщите в правоохранительные органы. 4. Согласитесь при условии, если украденное будет поделено между вами. 5. Вы не согласитесь прятать украшения, но никому ничего не расскажете.
(ответы участников)
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Задача 6 Ваш одногруппник (или одногруппница), с которым (или с которой) у вас сложились приятельские отношения, разработал авантюрный план, который включает похищение в супермаркете каких-либо товаров или продуктов питания. Но без вашего участия не обойтись. Ваши действия: 1. Попытаетесь убедить вашего приятеля (или приятельницу) в том, что это делать не стоит, что следует задуматься над тем, что его (или ее) ожидает в случае провала. 2. Вы перестанете общаться с этим человеком. 3. Вы попросите рассказать об этом более подробно и, если гарантируется 100%-ый успех, примете участие в этой авантюре. 4. Вы сообщите об этом в полицию.
(ответы участников)
Выступление инспектор ПДН ст. лейтенант полиции Мирончук Натальи Сергеевны
Подведение итогов:

Процедура "Спасибо за приятное занятие"
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Или
 Упражнение "Аплодисменты по кругу"
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.