Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися (5-7 классы).


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» г. Воркуты
Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
(5-7 классы)
Составитель:
Подорова М.А. ,учитель английского языка
Воркута
2015
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Цели и задачи программы
Цель – формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
2.Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
4.Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
5.Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
6.Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
7.Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты содержания программы
1.Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Большую роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
2. Для того, чтобы научить учащихся работать не только по образцам (воспроизводить информацию), но и уметь применять навыки пользования словарями и различными источниками информации, в том числе интернет, необходимо развивать заинтересованность, т.к. от этого зависит характер внимания и активность учащегося на уроке.
3. В целях систематизации учебного материала целесообразно разрабатывать домашние задания, рассчитанные не только на кратковременное выполнение, но и долговременное.
4.Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни.
5.Использовать наглядный материал.
При планировании и проведении занятий со слабоуспевающими детьми, учитель должен:
- учитывать особенности их психического развития (внимание, память, каналы восприятия информации);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу (проявлять разумную требовательность и строгость, терпение и веру в возможности ученика).
В обучении применять:
- различные формы работы (не только индивидуальную, но и парную и групповую);
- взаимоопрос, самоконтроль;
- творческие задания;
- «папку-помощницу», которая заполняется на протяжении всего учебного года;
- различные виды заданий (различные деформированные задания, тесты и др.)
- использовать приемы рефлексии для оценки учащимися своей учебной деятельности.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия Срок
Проведение среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Сентябрь
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, медработником, встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Сентябрь
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика Сентябрь
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать его достижения в «Портфеле достижений» с целью создания ситуации успеха для ученика и ознакомления родителей. В течение года
Примерный вариант календарно-тематического планирования занятий
со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. Темы (грамматическая и лексическая) К-во занятий Сроки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Артикль. Семья. Обязанности. 3 Каждый понедельник после 6 урока
Степени сравнения прилагательных. Школа. Образование. 4 Местоимения (личные и притяжательные). Англоговорящие страны. 3 Времена группы SIMPLE, Present Cont., Present Perfect. Экологические проблемы. 6 Вопросы разных типов. Друзья. Свободное время. 5 Порядок слов в предложении. Традиции. Праздники. 4 Модальные глаголы. Спорт. ЗОЖ. 3 Пассивный залог. Средства массовой информации. 6