Конспект организованной образовательной деятельности «Экспериментирование с водой» (старший дошкольный возраст).


Конспект НОД «Экспериментирование с водой» (старший дошкольный возраст).
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, вес, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».
Оборудование: глобус, клеёнчатые фартуки или халаты на каждого ребёнка и взрослого, одноразовые пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, салфетки; пиалы с солью, сахаром, ложечки на каждого ребёнка; тарелочки; молоко; краски или гуашь разных цветов; чеснок.
Рекомендации к проведению: перед началом проведения опытов необходимо провести инструктаж по технике безопасности; дать возможность самостоятельно всем детям проводить опыты (оказывать помощь детям по мере необходимости); подготовить инвентарь для каждого ребёнка; опыты проводить на нескольких столах для большего удобства.
Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель показывает глобус.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети отвечают. Воспитатель хвалит за правильные ответы.
Воспитатель: глобус это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель хвалит за правильные ответы.
Воспитатель: голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Целые океаны, моря, реки и озера! А кому нужна вода?
Дети отвечают (человеку, животным, растениям).
Воспитатель: правильно, без воды нет жизни на земле. Ребята! А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в ученых, и будем проводить опыты в лаборатории. Давайте вспомним, что такое лаборатория? Чем занимаются ученые?
(Ответы детей).
Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Воспитатель с детьми повторяют правила поведения в лаборатории. Надевают халаты, фартуки. Отправляются в лабораторию. Занимают места.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов с водой.
Опыт № 1. «Вода не имеет вкуса».
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: давайте проведём с вами первый опыт. Попробуйте воду каждый из своего стаканчика (воспитатель делает тоже самое).
А теперь положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе(воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Сама по себе вода никакого вкуса не имеет.
Опыт № 2. «Вода – это жидкость».
Воспитатель: возле каждого из вас стоят пустые стаканчики и стаканчики с водой. Переливайте воду из одного стаканчика в другой. Попробуйте сделать это несколько раз.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Воспитатель: ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
(Ответы детей).
Сейчас мы это проверим.
Опыт № 3. «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя стаканчик с молоком, стаканчик с водой.
Воспитатель: какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Давайте вместе со мной проведём следующий опыт.
На столе у каждого по 2 стаканчика с водой, краски.
Воспитатель: сейчас вместе со мной, каждый из вас добавьте в стаканчик с водой краски с баночки и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
(Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что и какого цвета в неё добавили.
Опыт № 4. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
(Ответы детей).
Воспитатель: перед вами в тарелочках лежит порезанный на мелкие кусочки чеснок. Добавьте его в стаканчик с водой и размешайте. Теперь понюхайте. Что изменилось?
(Ответы детей).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.
Опыт № 5. «Имеет ли вода вес?».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, имеет ли вода вес? Как это проверить?
(Ответы детей).
Дети сравнивают пустой стакан и стакан, наполненный водой.
Вывод: стакан с водой тяжелее пустого стакана. Вода имеет вес.
Заключительная часть:
Воспитатель: а теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы с вами сегодня были?
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Что вы можете сказать о воде?
- А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода?
(Ответы детей).
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать?
(Ответы детей - закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы).
Давайте вспомнить пословицы и поговорки о воде.
В альбоме экспериментирования дети делают зарисовки проведённых опытов.
Вода не имеет вкуса, вода не имеет запаха.