Образовательная программа по платной дополнительной образовательной услуге Умелые ручки (младший, средний, старший и подготовительный возраст)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 43
Согласовано на педсовете Утвержден протокол № ____ заведующей МАДОУ д/с к.в.№ 165 от «__» ____________г. КРАВЦОВОЙ Е. В.___________ «____»_____________г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста
на 20 – 20 уч. год
Руководитель:
воспитатель средней группы №5
Рындя О.П.
Калининград
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» разработана с учетом возраста детей 3-7 лет и содержит в себе знакомство с нетрадиционными техниками рисования, разнообразными видами ручного труда и технологическими приемами, которые служат развитию мелкой моторики рук, улучшению речевого развития, развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, моторики и зрительно-двигательной координации, работоспособности.
Направленность программы - художественно-эстетическая. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества, новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного материала, пластилина, бумаги.
В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика ребенка, его мышление, память. Развивается художественный вкус, нравственные качества. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет ребенка думать. Умственное развитие рекомендуется стимулировать путем активных движений пальцев. Тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Данная программа должна способствовать развитию у детей активизации умственной деятельности, творческих способностей, расширению кругозора и трудовых навыков.
Новизна программы. Работая с детьми дошкольного возраста по данной программе, мы отталкиваемся от техники исполнения, так как дети активнее реагируют на конкретную, техническую сторону исполнения произведения и нет пока необходимости вникать в образный строй произведения.
Актуальность программы «Умелые ручки» определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по развитию творческих способностей и активности, фантазии и ассоциативного мышления учитывают современные требования к программам по наличию вариативно-прикладного творчества, использование и сочетание нетрадиционных техник исполнения, различных материалов.
Для того чтобы ребенок мог творить, нужно сначала научить его, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть его от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача программы «Умелые ручки» научить ребенка этому. Работая по данной программе, выразительность детского рисунка достигается доступностью приемов и техники исполнения, что вызывает положительные эмоции и удовлетворение своей работой у детей.
Цель программы: Формирование свободной и активной личности, готовой к социальному определению, к самореализации и самосовершенствованию через овладение разными нетрадиционными техниками рисования и знакомство с декоративно-прикладным творчеством, рисунком, живописью.
Задачи программы:
Обучающие: познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами; уметь совмещать различные техники рисования в одном произведении; формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в творческом процессе.
Развивающие: развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, воображение; развивать моторику и зрительно-двигательную координацию; формировать осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность; развивать художественный вкус, стремление к экспериментированию; развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; развивать его индивидуальность.Воспитательные: формировать потребность в культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Отличительные особенности программы. Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образованием, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа ведется в узком направлении - либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду. Программа “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия с использованием различных техник исполнения и работу с разными материалами, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа охватывает дошкольный возраст с младшей группы по подготовительную (3-7 лет). Занятия проводятся в группах: вторая младшая (3-4 года) – средняя (4-5 лет), старшая (5-6) – подготовительная (6-7 лет).
Формы и режим занятий. Обучение проводится 2 раза в неделю во второй половине дня – на коллективных занятиях. Длительность занятий – 15-30 минут в зависимости от возраста детей с перерывом на физкультминутку.
Младший (3-4 года) – 15 минут, средний возраст (4-5 лет) – 20 минут.
Старший (5-6 лет) – 25 минут, подготовительный возраст (6-7 лет) –
30минут.
На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Ожидаемые результаты. В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в городских, конкурсах художественно-эстетической
направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение); - наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Формы обучения.
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Открытые занятия – проводится 1 раз в год для коллег и родителей учащихся.
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Содержание программы. Основные разделы программы повторяются на протяжении четырех лет, но существенно усложняются в зависимости от года обучения.
1. Аппликация.
Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Воспитывает аккуратность, терпеливость, помогает выражению собственной фантазии и т.д. Работа над выполнением аппликации способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, трафаретом, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
В программу включены следующие учебные задания:
Аппликация из природного материала. Аппликация из цветной бумаги. Коллаж из разных материалов. Многослойная аппликация. Обрывная аппликация. Аппликация из ватных дисков. Аппликация из газетной бумаги. Аппликация из салфеток.
2. Работа с природным материалом:
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей учащихся. Они закрепляют умения по осуществлению операций соединения деталей с помощью пластилина, клея, палочек-штырьков. Вырабатываются способы передачи характерных черт фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного. Трудовая деятельность предполагает подбор природного материала, экскурсии для его сбора.
В программу включены следующие учебные задания:
Изготовление поделок из природных форм. Составление композиций из природного материала. Создание мини-скульптур. Игрушки.
3. Изготовление объемных и полуобъемных изделий из бумаги и картона.
При изучении данной темы дети знакомятся с полиграфическими и упаковочными материалами, их свойствами, которые следует учитывать при выборе и осуществлении различных технологических операций. Выполняется разметка чертежными инструментами, вырезание по внешним и внутренним контурам, сгибание, соединение деталей различными способами. При соединении простых объемных форм в более сложные, внимание учащихся планируется акцентировать на оценке целостности и уравновешенности изделия. А так же других правилах (признаках, закономерностях) композиции: симметричная и ассиметричная форма; ритмическое чередование форм; стилизованная форма; цветовое решение изделий; зависимость цвета от назначения изделий.
В программу включены следующие учебные задания:
Виды и свойства бумаги. Бумагопластика. Разметка деталей на больших формах. Крепление бумажных изделий. Игрушки из бумаги.
4. Нетрадиционные техники рисования:
- Рисование пальчиками;
- Рисование ладошкой;
- Тычок жесткой кистью;
- Оттиск поролоном;
- Восковые мелки + акварель;
- Отпечатки листьев;
- Кляксография с трубочкой;
- Монотипия пейзажная;
- Печать по трафарету;
- Монотипия предметная;
- Кляксография обычная;
- Рисование манной крупой;
- Оттиск смятой бумагой;
- Скатывание бумаги;
- Набрызг;
- Ниткография.
5. Пластилинография. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Учебно-тематическое планирование
№ Блок Количество часов 1-го года обучения(3-4 года)
всего теория практика
1. Пластилинография 4ч. 20мин. 1ч. 31мин. 2ч. 49мин.
2. Аппликация 7ч. 2ч. 27мин. 4ч. 33мин.
3 Нетрадиционное рисование 7ч. 40мин. 2ч. 41мин. 4ч. 59мин.
4. Оригами 3ч. 40мин. 1ч.17мин. 2ч.23мин.
5. Конструирование 1ч. 20мин. 28мин. 52мин.
Объем программы составляет 24 ч.
№ Блок Количество часов 2-го года обучения(4-5 года)
всего теория практика
1. Пластилинография 5ч. 25мин. 2ч.10мин. 3ч. 15мин.
2. Аппликация 8ч. 45мин. 3ч.30мин. 5ч. 15мин.
3 Нетрадиционное рисование 9ч. 35мин. 3ч. 50мин. 5ч. 45мин.
4. Оригами 4ч.35мин. 1ч. 50мин. 2ч.45мин.
5. Конструирование 1ч. 40мин. 40мин. 1ч.
Объем программы составляет 30 ч.
№ Блок Количество часов 3-го года обучения(5-6 года)
всего теория практика
1. Пластилинография 6ч. 30мин. 2ч. 10мин. 4ч. 20мин.
2. Аппликация 11ч. 3ч. 40мин. 7ч. 20мин.
3 Нетрадиционное рисование 11ч. 3ч. 40мин. 7ч. 20мин.
4. Оригами 5ч. 30мин. 1ч. 50мин. 3ч. 40мин.
5. Конструирование 2ч. 40мин. 1ч. 20мин.
Объем программы составляет 36 ч.
№ Блок Количество часов 4-го года обучения(6-7 года)
всего теория практика
1. Пластилинография 7ч. 35мин. 2ч. 10мин. 5ч. 25мин.
2. Аппликация 12ч. 50мин. 3ч. 40мин. 9ч. 10мин.
3 Нетрадиционное рисование 12ч. 50мин. 3ч. 40мин. 9ч. 10мин.
4. Оригами 6ч. 25мин. 1ч. 50мин. 4ч.35мин.
5. Конструирование 2ч. 20мин. 40мин. 1ч. 40мин.
Объем программы составляет 42ч.
Учебно-тематический план
1 год обучения(3-4 года)
месяц Тема Всего часов теория практика
СЕНТЯБРЬ Осенний пейзаж-аппликация из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
В лес за грибами - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ежик с яблоками – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Осеннее дерево – кляксография + рисование пальчиками 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Яблоня - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Рыбка – аппликация из осенних листьев 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Осенний лес – аппликация обрывная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Улитка – аппликация объемная из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
ОКТЯБРЬ Ветка рябины - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Грибы - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Грибы – рисование ладошкой 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Рыбка – пластилинография + крупа 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ежик – аппликация из осенних листьев + различные виды крупы, 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Подводный мир – рисование пастельными мелками на тонированной бумаге 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Сказочный цветок – оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Филин – рисование жесткой кистью + аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
НОЯБРЬ Мышка – конструирование из бумаги 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Астры – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Цветы в вазе - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Рыбка - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ваза – печать поролоном + трафарет 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Цветы – аппликация объемная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Лебедь – аппликация из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Барашек – аппликация из ниток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
ДЕКАБРЬ Зайчик - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Мороженое – аппликация + украшение бисером, пайетками20 мин. 7 мин. 13 мин.
Дед Мороз – конструирование из бумаги 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Снежинки – рисование манной крупой 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Елочка - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Пингвин - аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Зайчик серый и белый – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Новогодние игрушки из соленого теста - лепка 20 мин. 7 мин. 13 мин.
ЯНВАРЬ Ангелочек - аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Снежинка - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Снегирь - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Зимний лес – отпечаток листьями 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Кошка – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Деревья зимой – рисование гуашевыми красками + аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Снежинка - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Зимний пейзаж – аппликация обрывная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
ФЕВРАЛЬ Кошка – аппликация ватой, рисование 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Открытка к 14 февраля – конструирование, аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Сердечко – аппликация из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Самолет – рисование пастельными мелками на тонированной бумаге 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Открытка на 23 февраля (кораблик) – конструирование, пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Объемный цветок – конструирование из бумаги 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Снегирь и синичка – аппликация обрывная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Лиса с лисенком – оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
МАРТ Тарелочка - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Корзина с цветами на 8 марта – аппликация объемная из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Тюльпан - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Мимоза – аппликация из салфеток 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Мимоза – рисование ватной палочкой 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Подснежник - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Нарцисс - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Бумажный цветок – рисование + аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
АПРЕЛЬ Белочка – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ракета – аппликация из разнообразного материала + пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Космос - граттаж40 мин. 14 мин. 26 мин.
Цыпленок – рисование жесткой кистью + аппликация 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Пасхальное яйцо - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Лилия - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Одуванчики – рисование жесткой кистью 20 мин. 7 мин. 13 мин.
МАЙ Одуванчики - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ветка сирени – рисование поролоном 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Жираф – аппликация обрывная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Бабочка - пластилинография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Цветы в вазе - кляксография20 мин. 7 мин. 13 мин.
Ежик – аппликация обрывная 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Бабочка - оригами 20 мин. 7 мин. 13 мин.
Радуга – рисование по мокрой бумаге 20 мин. 7 мин. 13 мин.
2 год обучения(4-5 года)
месяц Тема Всего часов теория практика
СЕНТЯБРЬ Осенний пейзаж-аппликация из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
В лес за грибами - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ежик с яблоками – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Осеннее дерево - кляксография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Яблоня - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Рыбки – аппликация из осенних листьев 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Осенний лес – аппликация обрывная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Улитка – аппликация из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
ОКТЯБРЬ Ветка рябины - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Грибы - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Грибы – рисование ладошкой 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Рыбка – пластилинография + крупа 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ежик – аппликация из природного материала 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Подводный мир – рисование пастельными мелками на тонированной бумаге 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Сказочный цветок - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Филин – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. . 15 мин.
НОЯБРЬ Мышка – конструирование из бумаги 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Астры – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Цветы в вазе - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Рыбка - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ваза – печать поролоном 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Цветы – аппликация объемная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Лебедь – аппликация из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Барашек – аппликация из ниток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
ДЕКАБРЬ Зайчик - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Мороженое – аппликация + украшение бисером, пайетками25 мин. 10 мин. 15 мин.
Дед Мороз – конструирование из бумаги 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Снежинки – рисование манной крупой 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Елочка - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Пингвин - аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Зайчик серый и белый – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Новогодние игрушки из соленого теста - лепка 25 мин. 10 мин. 15 мин.
ЯНВАРЬ Ангелочек - аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Снежинка - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Снегирь - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Зимний лес – отпечаток листьями 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Кошка – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Деревья зимой – рисование гуашевыми красками + аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Снежинка - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Зимний пейзаж – аппликация обрывная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
ФЕВРАЛЬ Кошка – аппликация ватой 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Открытка к 14 февраля – конструирование, аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Сердечко – аппликация из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Самолет – рисование пастельными мелками 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Открытка на 23 февраля (кораблик) – конструирование, пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Объемный цветок – конструирование из бумаги 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Снегирь и синичка – аппликация обрывная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Лиса с лисенком – оригами + аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
МАРТ Тарелочка - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Корзина с цветами на 8 марта – аппликация объемная из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Тюльпан - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Мимоза – аппликация из салфеток 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Мимоза – рисование ватной палочкой 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Подснежник - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Нарцисс - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Бумажный цветок – рисование + аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
АПРЕЛЬ Белочка – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ракета – аппликация из разнообразного материала + пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Космос - граттаж50 мин. 20 мин. 30 мин.
Цыпленок – рисование жесткой кистью + аппликация 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Пасхальное яйцо - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Лилия - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Одуванчики – рисование жесткой кистью 25 мин. 10 мин. 15 мин.
МАЙ Одуванчики - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ветка сирени – рисование поролоном 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Жираф – аппликация обрывная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Бабочка - пластилинография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Цветы в вазе - кляксография25 мин. 10 мин. 15 мин.
Ежик – аппликация обрывная 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Бабочка - оригами 25 мин. 10 мин. 15 мин.
Радуга – рисование по мокрой бумаге 25 мин. 10 мин. 15 мин.
3 год обучения(5-6 года)
месяц Тема Всего часов теория практика
СЕНТЯБРЬ Осенний пейзаж-аппликация из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
В лес за грибами - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ежик с яблоками – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Осеннее дерево - кляксография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Яблоня - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Рыбки – аппликация из осенних листьев 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Осенний лес – аппликация обрывная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Улитка – аппликация из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
ОКТЯБРЬ Ветка рябины - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Грибы - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Грибы – рисование ладошкой 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Рыбка – пластилинография + крупа 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ежик – аппликация из природного материала 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Подводный мир – рисование пастельными мелками на тонированной бумаге 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Сказочный цветок - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Филин – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
НОЯБРЬ Мышка – конструирование из бумаги 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Астры – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Цветы в вазе - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Рыбка - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ваза – печать поролоном 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Цветы – аппликация объемная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Лебедь – аппликация из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Барашек – аппликация из ниток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
ДЕКАБРЬ Зайчик - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Мороженое – аппликация + украшение бисером, пайетками30 мин. 10 мин. 20 мин.
Дед Мороз – конструирование из бумаги 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Снежинки – рисование манной крупой 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Елочка - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Пингвин - аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Зайчик серый и белый – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Новогодние игрушки из соленого теста - лепка 30 мин. 10 мин. 20 мин.
ЯНВАРЬ Ангелочек - аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Снежинка - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Снегирь - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Зимний лес – отпечаток листьями 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Кошка – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Деревья зимой – рисование гуашевыми красками + аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Снежинка - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Зимний пейзаж – аппликация обрывная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
ФЕВРАЛЬ Кошка – аппликация ватой 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Открытка к 14 февраля – конструирование, аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Сердечко – аппликация из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Сердечко - квиллинг30 мин. 10 мин. 20 мин.
Открытка на 23 февраля (кораблик) – конструирование, пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Объемный цветок – конструирование из бумаги 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Снегирь и синичка – аппликация обрывная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Лиса с лисенком – оригами + аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
МАРТ Тарелочка - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Корзина с цветами на 8 марта – аппликация объемная из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Тюльпан - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Мимоза – аппликация из салфеток 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Мимоза – рисование ватной палочкой 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Подснежник - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Нарцисс - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Бумажный цветок – рисование + аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
АПРЕЛЬ Белочка – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ракета – аппликация из разнообразного материала + пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Космос - граттаж1 ч. 20 мин. 40 мин.
Цыпленок – рисование жесткой кистью + аппликация 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Пасхальное яйцо - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Лилия - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Одуванчики – рисование жесткой кистью 30 мин. 10 мин. 20 мин.
МАЙ Одуванчики - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ветка сирени – рисование поролоном 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Жираф – аппликация обрывная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Бабочка - пластилинография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Цветы в вазе - кляксография30 мин. 10 мин. 20 мин.
Ежик – аппликация обрывная 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Бабочка - оригами 30 мин. 10 мин. 20 мин.
Радуга – рисование по мокрой бумаге 30 мин. 10 мин. 20 мин.
4 год обучения(6-7 года)
месяц Тема Всего часов теория практика
СЕНТЯБРЬ Осенний пейзаж-аппликация из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
В лес за грибами - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ежик с яблоками – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Осеннее дерево - кляксография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Яблоня - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Рыбки – аппликация из осенних листьев 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Осенний лес – аппликация обрывная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Улитка – аппликация из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
ОКТЯБРЬ Ветка рябины - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Грибы - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Грибы – рисование ладошкой 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Рыбка – пластилинография + крупа 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ежик – аппликация из природного материала 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Подводный мир – рисование пастельными мелками на тонированной бумаге 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Сказочный цветок - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Филин – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. . 25 мин.
НОЯБРЬ Мышка – конструирование из бумаги 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Астры – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Цветы в вазе - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Рыбка - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ваза – печать поролоном 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Цветы – аппликация объемная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Лебедь – аппликация из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Барашек – аппликация из ниток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
ДЕКАБРЬ Зайчик - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Мороженое – аппликация + украшение бисером 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Дед Мороз – конструирование из бумаги 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Снежинки – рисование манной крупой 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Елочка - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Пингвин - аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Зайчик серый и белый – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Новогодние игрушки из соленого теста - лепка 35 мин. 10 мин. 25 мин.
ЯНВАРЬ Ангелочек - аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Снежинка - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Снегирь - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Зимний лес – отпечаток листьями 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Кошка – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Деревья зимой – рисование гуашевыми красками + аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Снежинка - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Зимний пейзаж – аппликация обрывная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
ФЕВРАЛЬ Кошка – аппликация ватой 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Открытка к 14 февраля – конструирование, аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Сердечко – аппликация из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Сердечко - квиллинг35 мин. 10 мин. 25 мин.
Открытка на 23 февраля (кораблик) – конструирование, пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Объемный цветок – конструирование из бумаги 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Снегирь и синичка – аппликация обрывная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Лиса с лисенком – оригами + аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
МАРТ Тарелочка - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Корзина с цветами на 8 марта – аппликация объемная из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Тюльпан - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Мимоза – аппликация из салфеток 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Мимоза – рисование ватной палочкой 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Подснежник - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Нарцисс - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Бумажный цветок – рисование + аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
АПРЕЛЬ Белочка – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ракета – аппликация из разнообразного материала + пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Космос - граттаж1 ч. 10 мин. 20мин. 50 мин.
Цыпленок – рисование жесткой кистью + аппликация 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Пасхальное яйцо - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Лилия - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Одуванчики – рисование жесткой кистью 35 мин. 10 мин. 25 мин.
МАЙ Одуванчики - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ветка сирени – рисование поролоном 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Жираф – аппликация обрывная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Бабочка - пластилинография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Цветы в вазе - кляксография35 мин. 10 мин. 25 мин.
Ежик – аппликация обрывная 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Бабочка - оригами 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Радуга – рисование по мокрой бумаге 35 мин. 10 мин. 25 мин.
Оборудование
№п/пНаименование Имеется в наличии (количество)
1 Столы 7
2 Стулья 28
3 Магнитная доска 1
4 Мольберт 1
5 Музыкальный центр 1
6 Полка под диски и кассеты 1
7 Шкаф для хранения раздаточного материала и наглядных пособий 1
Методическое оснащение
Раздаточный материал:
№п/пНаименование Имеется в наличии (количество)
1 Стаканчики для воды 20
2 Подставки под кисти 20
3 Кисти для клея 20
4 Кисти для рисования №3 20
5 Кисти для рисования №5 20
6 Кисти для рисования жесткие 20
7 Клеенки на столы 7
8 Емкости для клея ПВА 20
9 Контейнеры для раздачи индивидуального материала для работы 20
10 Тряпочки для клея 20
11 Тряпочки для краски 20
12 Влажные салфетки упаковка
13 Губки для рисования 40
14 Трубочки для дутья 20
15 Ватные палочки для рисования упаковка
16 Ватные диски для аппликаций упаковка
17 Цветная бумага в ассортименте
18 Гофрированная бумага в ассортименте
19 Гофрированный картон в ассортименте
20 Цветная бумага для оригами в ассортименте
21 Цветной картон в ассортименте
22 Белый картон в ассортименте
23 Белая бумага (альбомы) в ассортименте
24 Фольга в ассортименте
25 Самоклеящаяся бумага в ассортименте
26 Пластилин в ассортименте
27 Гуашь в ассортименте
28 Акварель в ассортименте
29 Восковые мелки в ассортименте
30 Пастельные мелки в ассортименте
31 Карандаши цветные в ассортименте
32 Фломастеры в ассортименте
33 Бисер, пайетки, стразы в ассортименте
34 Ножницы 20
35 Клей-карандаш 20
36 Природный материал (шишки, листики, желуди, каштаны, камни и т.д.) в ассортименте
37 Крупы для декоративного оформления в ассортименте
Методическая литература
Основная:
№п/пАвтор Название книги, журнала и т.п. Количество
1 Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа. Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 224с., ил., цв. вкладка. 1
2 Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа. Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208с., ил., цв. вкладка. 1
3 Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с., цв. ил. 1
4 Новикова И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 112 с.: ил. 1
5 Пойда О.В. Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 128 с.: ил. 1
6 Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 64 с., ил., + цв. вкл. 1
7 Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с. 1
8 Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.: цв. вкл. 1
9 Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с. + цв. вклейка. 1
10 Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с. 1
11 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с. +цв. вкл. 1
12 Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. 1
13 Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 48 с. 1
14 Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48 с. 1
15 Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80 с. 1
16 Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 72 с. 1
17 Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 56 с. 1
18 Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 80 с. 1
19 Трейси Банкерс, Кэт Даркин, Мелани Гримшоу, Венди УолкерАРТ студия. – М.: ООО «Издательствр Робинс», издание на русском языке, 2013 1
20 Фиона УоттЭнциклопедия юного художника. – М.: ООО «Издательство Робинс», издание на русском языке, 2010 1
21 Лыкова И.А. Пластилиновый петушок. Лепим с мамой. – М.: ООО Издательский дом «КАРАПУЗ», 2012 1
22 Лыкова И.А., Грушина Л.В. Чудо-остров. Коллаж из природного материала. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 1
23 Лыкова И.А. Листик, листик – это я! Коллаж из природного материала. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2013 1
24 Лыкова И.А. Золотая рыбка. Иллюстрации-аппликации к сказкам А Пушкина. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 1
25 Лыкова И.А. Рваное ухо, бумажный хвост! - Издательский дом «КАРАПУЗ», 2012 1
26 Лыкова И.А. …И бумажный попугай! Аппликация из цветной бумаги. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 1
27 Лыкова И.А. Букашки из бумажки. Аппликация из бумаги. - Издательский дом «КАРАПУЗ», 2012 1
28 Домашний натюрморт. Коллаж из цветной бумаги. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 1
Методическая литература
Дополнительная:
№п/пАвтор Название книги, журнала и т.п. Количество
1 Очерет Н.И., заведующая кабинетом изобразительного искусства и черчения Нетрадиционные методы и приемы работы на занятиях изобразительного искусства. – Калининградский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования, 1995 1
2 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1985. – 192с., ил. 1