Рабочая программа по биологии 10-11 класс Сивоглазов (базовый) с реализацией агробизнес-образования

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей естественно-географического цикла «__»__________ 2016 г.
_____________ М.В.Шопхонова
Согласовано:
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2016 г. __________ А.Д. Балбина
Утверждаю:
Директор школы:
«__»_________ 2016 г.
___________ Г.С. Фёдорова











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(10-11 классы)






Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова
Учебники: УМК «Общая биология. Базовый уровень» для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.










Составила: учитель биологии
Богданова Наталия Кимовна





с. Бахтай, 2016 г.

Планируемые результаты
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание курса 10 класса


Наименование разделов и тем

Всего
часов
Из них




Лабораторные и практические работы
Контрольные и
диагностические материалы

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3ч)

1.1.
Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1



1.2.
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
2



Раздел 2. Клетка (11ч)

2.1.
История изучения клетки. Клеточная теория
1



2.2.
Химический состав клетки
4



2.3.
Строение эукариотической и прокариотической клеток
3
Практическая работа «Сравнение строения клеток растений и животных»


2.4.
Реализация наследственной информации в клетке
1



2.5.
Вирусы.
1



2.6
Зачёт по теме «Клетка»
1

Зачет №1 по теме «Клетка».

Раздел 3. Организм (19ч)

3.1.
Обмен веществ и преобразование энергии
3




3.2.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
6



3.3.
Закономерности наследственности и изменчивости
8
Практическая работа
«Решение элементарных генетических задач». Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания»
Зачёт №2 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости»

3.4.
Основы селекции. Биотехнология
2



Резервное время (1ч)


ИТОГО
34




Содержание курса 11 класса


Наименование разделов и тем

Всего
часов
Из них




Лабораторные и практические работы
Контрольные и
диагностические материалы

Раздел 1. Вид (21 час)

1
История эволюционных идей
4



2
Современное эволюционное учение
9
«Описание вида по морфологическому критерию»
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»

3
Происхождение жизни на земле
3
П.Р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»


4
Происхождение человека

5
П.р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Зачет №2 «Происхождение человека»

Раздел 2. Экосистемы (12 часов)

5
Экологические факторы
3



6
Структура экосистем
4
П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Л.Р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома).
П.Р.8 «Решение экологических задач»
Л.Р.8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома).
П.Р.9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»


7
Биосфера - глобальная экосистема
2



8
Биосфера и человек
3
П.Р.(1часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».
П.Р. (2часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»
Зачет №3 «Экосистема».


Заключительный урок (1ч)


ИТОГО:
34




.
Реализация агробизнес-образования
Закономерности общей биологии необходимы при решении самых разных вопросов во многих отраслях сельского хозяйства, как главного источника продуктов питания населения страны. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения страны в пищевых ресурсах. А знание закономерностей физиологических процессов выращиваемых растений и животных, позволит увеличить это самое производство. Использование знаний физиологии различных вредителей поможет в борьбе с ними.
Решению таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов при ведении сельскохозяйственного производства, поможет изучение экологии. Она предусматривает выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (например, в результате загрязнения среды ядохимикатами и избытком удобрений).
Реализация агробизнес-образования на уроках биологии предполагает интеграцию материала агробизнес-направленности в темы программ, в результате которой предполагается формирование комплекса определенных знаний, умений и навыков. Результатом реализации данного материала должно стать формирование сельскохозяйственной компетенции, воспитание биологически грамотного землепользователя в масштабах как минимум личного подсобного хозяйства.






Календарно-тематическое планирование
Биология. 10 класс
34 ч (в неделю – 1 час)

Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечания, коррективы

Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

1
Краткая история развития биологии. Методы биологии.
1
08.09


2
Сущность жизни и свойства живого.
1
15.09


3
Уровни организации жизни
1
22.09


История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

4
История изучения клетки. Клеточная теория
1
29.09


Химический состав клетки (4 часа)

5
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
1
06.10


6
Органические вещества. Углеводы и липиды
1
13.10


7
Органические вещества. Белки

1
20.10


8
Нуклеиновые кислоты.

1
27.10


Строение эукариотической и прокариотической клетки (3 часа)

9
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

1
10.11


10
Клеточное ядро. Хромосомы.
Комбинированный урок.


1
17.11


11
Прокариотическая клетка.




1
24.11


Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

12
Реализация наследственной информации в клетке.


1
01.12


Вирусы (1 час)

13
Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1
08.12


14
Зачет №1 по теме «Клетка».

1
15.12


Организм (19 часов)
Обмен веществ и преобразование энергии (3ч)


15
Многообразие организмов.

1
22.12


16
Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.


1
12.01


17
Пластический обмен.
Фотосинтез.



1
19.01


Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч)

18
Деление клетки. Митоз.

1
26.01


19
Размножение: бесполое и половое.


1
02.02


20
Образование половых клеток. Мейоз.


1
09.02


21
Оплодотворение.

1
16.02


22
Индивидуальное развитие организмов.

1
23.02


23
Онтогенез человека.





1
02.03


Закономерности наследственности и изменчивости (8ч)

24
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1
09.03


25
Моногибридное скрещивание.


1
16.03


26
Дигибридное скрещивание.




1
30.03


27
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.


1
06.04


28
Генетика пола.


1
13.04


29
Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1
20.04


30
Генетика и здоровье человека.


1
27.04


31
Зачет №3 «Наследственность и изменчивость».

1
04.05


Основы селекции. Биотехнология (2ч)

32
Селекция: основные методы и достижения.

1
11.05


33
Биотехнология: достижения и перспективы развития.



1
18.05


Обобщение материала (1ч)

34
Итоговое повторение
1
25.05


Итого: 34 часа

Биология. 11 класс
(34ч, в неделю – 1час)

Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание

Вид (21 час)
История эволюционных идей (4 часа)

1
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.
1
06.09


2
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
1
13.09


3
Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
1
20.09


4
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
1
27.09


Современное эволюционное учение (9 часов)

5
Вид. Критерии и структура.
1
04.10


6
Популяция – структурная единица вида и эволюции.
1
11.10


7
Факторы эволюции.
1
18.10


8
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
1
25.10


9
Адаптации организмов к условиям обитания.
1
08.11


10
Видообразование.
1
15.11


11
Сохранение многообразия видов.
1
22.11


12
Доказательства эволюции органического мира.
1
29.11


13
Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».
1
06.12


Происхождение жизни на земле (3 часа.)

14
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
1
13.12


15
Современные представления о возникновении жизни. П.Р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
1
20.12


16
Развитие жизни на Земле.
1
27.12


Происхождение человека (5 часов)

17
Гипотезы происхождения человека.
1
10.01


18
Положение человека в системе животного мира.
1
17.01


19
Эволюция человека.
1
24.01


20
Человеческие расы.
1
31.01


21
Зачет №2 «Происхождение человека»
1
07.02


Экосистемы (12 часов)
Экологические факторы (3часа)

22
Организм и среда. Экологические факторы.
1
14.02


23
Абиотические факторы среды.
1
21.02


24
Биотические факторы среды.
1
28.02


Структура экосистем (4 часа)

25
Структура экосистем.
1
07.03


26
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» (на местных примерах).
1
14.03


27
Причины устойчивости и смены экосистем. Л.Р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома). П.Р. «Решение экологических задач»
1
28.03


28
Влияние человека на экосистемы. Л.Р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома). П.Р. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
1
04.04


Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

29
Биосфера - глобальная экосистема.
1
11.04


30
Роль живых организмов в биосфере.
1
18.04


Биосфера и человек (3 часа)

31
Биосфера и человек. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
1
25.04


32
Основные экологические проблемы современности, пути их решения. П.Р. (2 часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»
1
02.05


33
Зачет №3 «Экосистема».
1
09.05


Обобщение (1 час)

34
Роль биологии в будущем. Заключение
1
16.05


Итого: 34 часа
15