Рабочая программа по биологии 9 класс Пасечник (с реализацией агробизнес-образования)

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей естественно-географического цикла «__»__________ 2016 г.
_____________ М.В.Шопхонова
Согласовано:
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2016 г. __________ А.Д. Балбина
Утверждаю:
Директор школы:
«__»_________ 2016 г.
___________ Г.С. Фёдорова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(9 класс)




Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М. Палядьева. - М.: Дрофа, 2010.
Учебники: Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2010




Составила: учитель биологии
Богданова Наталия Кимовна








с. Бахтай, 2016 г.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Содержание курса 9 класса
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 часа)
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия в биогеоценоз.

Биосферный уровень (5 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Раздел 2. Эволюция (6 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Лабораторная работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

Обобщение (3 часа)

Реализация агробизнес-образования
Изучение биологии способствует решению важных практических задач в области сельского хозяйства. Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства страны. Быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности – производству продуктов питания. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения страны в пищевых ресурсах.
Знание закономерностей размножения и распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и паразитарными
заболеваниями сельскохозяйственных растений и животных.
Реализация агробизнес-образования на уроках биологии предполагает интеграцию материала агробизнес-направленности в темы программ, в результате которой предполагается формирование комплекса определенных знаний, умений и навыков. Результатом реализации данного материала должно стать формирование сельскохозяйственной компетенции, воспитание биологически грамотного землепользователя в масштабах как минимум личного подсобного хозяйства.

№ темы
Тема
Содержание агробизнес-материала

5
Углеводы
Содержание органических веществ в клетках различных видах сельскохозяйственных растений и животных

6
Липиды


7
Состав и строение белков


12
Вирусы
Профилактика вирусных заболеваний растений и животных

24
Фотосинтез и хемосинтез
Условия протекания фотосинтеза, как способ получения большей массы выращиваемых овощей

30
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз
Преимущество полового размножения культурных растений

32
Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание
Создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород домашних животных

33
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании


34
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание


35
Дигибридное скрещивание


36
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана


37
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


38
Модификационная изменчивость


39
Мутационная изменчивость


40
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова
Создание новых сортов культурных растений и пород животных, как способ получения высококачественной продукции и обеспечение ее прироста

41
Основные методы селекции


52
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы
Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на биосферу. Способы минимизации отрицательного влияния.





Календарно-тематическое планирование
(2 раза в неделю, 68 часов)

Тема
Количество часов
Дата проведения
Примечание, коррективы

Введение (3ч)

1
Биология – наука о жизни.
1
06.09


2
Методы исследования в биологии.
1
08.09


3
Сущность жизни и свойства живого.
1
13.09


Раздел 1. Уровни организации живой природы (49ч)
Молекулярный уровень (10ч)

4
Молекулярный уровень: общая характеристика.
1
15.09


5
Углеводы.
1
20.09


6
Липиды.
1
22.09


7
Состав и строение белков.
1
27.09


8
Функции белков.
1
29.09


9
Нуклеиновые кислоты.
1
04.10


10
АТФ и другие органические вещества.
1
06.10


11
Биологические катализаторы.
1
11.10


12
Вирусы.
1
13.10


13
Контрольная работа № 1по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»
1
18.10


Клеточный уровень (15ч)

14
Основные положения клеточной теории.
1
20.10


15
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
1
25.10


16
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
1
27.10


17
ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
1
08.11


18
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
1
10.11


19
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
15.11


20
Различие в строении клеток эукариот и прокариот.
1
17.11


21
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
22.11


22
Энергетический обмен в клетке.
1
24.11


23
Типы питания клетки.
1
29.11


24
Фотосинтез и хемосинтез.
1
01.12


25
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
1
06.12


26
Синтез белков в клетке. Трансляция.
1
08.12


27
Деление клетки. Митоз.
1
13.12


28
Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы»
1
15.12


Организменный уровень (14ч)

29
Размножение организмов. Бесполое размножение.
1
20.12


30
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
1
22.12


31
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
1
27.12


32
Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.
1
10.01


33
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
1
12.01


34
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
1
17.01


35
Дигибридное скрещивание.
1
19.01


36
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.
1
24.01


37
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
26.01


38
Модификационная изменчивость.
1
31.01


39
Мутационная изменчивость.
1
02.02


40
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.
1
07.02


41
Основные методы селекции.
1
09.02


42
Контрольная работа № 3 по теме «Организменный уровень организации живой природы»
1
14.02


Популяционно-видовой уровень (2ч)

43
Вид. Критерии вида.
1
16.02


44
Популяции.
1
21.02


Экосистемный уровень (5ч)

45
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
1
23.02


46
Состав и структура сообщества.
1
28.02


47
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
1
02.03


48
Саморазвитие экосистемы.
1
07.03


49
Изучение и описание экосистем своей местности.
1
09.03


Биосферный уровень (4ч)

50
Биосфера. Эволюция биосферы.
1
14.03


51
Круговорот веществ в биосфере.
1
16.03


52
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы.
1
28.03


53
Контрольная работа № 4 по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».
1
30.03


Раздел 2. Эволюция (6ч)

54
Развитие эволюционного учения.
1
04.04


55
Изменчивость организмов.
1
06.04


56
Борьба за существование. Естественный отбор.
1
11.04


57
Видообразование.
1
13.04


58
Макроэволюция.
1
18.04


59
Основные закономерности эволюции.
1
20.04


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на земле (5ч)

60
Гипотезы возникновения жизни
1
25.04


61
Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.
1
27.04


62
Развитие жизни в протерозое и палеозое.
1
02.05


63
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
1
04.05


64
Контрольная работа № 5 по темам «Основы учения об эволюции», «Возникновение и развитие жизни на Земле»
1
09.05


Обобщение (4 часа)

65
Становление современной теории эволюции.
1
11.05


66
Взаимодействие организма и среды обитания.
1
16.05


67
Итоговая контрольная работа
1
18.05


68
Итоговый урок. Викторина «Знаешь ли ты, что .?»
1
23.05











13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 815