Рабочая программа по биологии 7-8 класс Пасечник Линия жизни (с реализацией агробизнес-образования)


Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей естественно-географического цикла «__»__________ 2016 г.
_____________ М.В.ШопхоноваСогласовано:
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2016 г. __________ А.Д. БалбинаУтверждаю:
Директор школы:
«__»_________ 2016 г.
___________ Г.С. Фёдорова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(7-8 классы)
Программа по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника
Учебники: УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2013 г.
Составила: учитель биологии
Богданова Наталия Кимовнас. Бахтай, 2016 г.
Предметные результаты
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:
знать/ понимать:
признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:
знать/ понимать:
Человека как биосоциальное существо, строение и функционирование его органов и систем, роль анатомических знаний в сохранении и укреплении здоровья.
уметь
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии,
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами в биологических экспериментах, работы с различными источниками информации;
воспитывать позитивно-ценностное отношения к живой природе, культуру поведения в природе;
учить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.Содержание учебного курса
7класс
(68 часов, в неделю – 2 часа)
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)
Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
 
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч)
Бактерии - доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.        Грибы - царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов. Практическая работа. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)
Водоросли - наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты - первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.        Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.       Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
Изучение органов цветкового растения.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Глава 3. Многообразие животного мира (27 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.       Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.       Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.       Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.       Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.       Лабораторные работы:
Изучение многообразия одноклеточных животных.
Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение коллекций насекомых - вредителей сада и огорода.
Наблюдение за живыми членистоногими.
Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. Изучение строения куриного яйца.
Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.). Изучение внешнего строения млекопитающих.
Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).       Экскурсии:
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
Многообразие зверей родного края.
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.       
Глава 5. Экосистемы (4 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.       
8 класс
(68 часов, в неделю - 2 ч.)
Введение. Человек как биологический вид (3 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Глава 1. Общий обзор организма человека (3 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Глава 2. Опора и движение (7ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Лабораторная работа: Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Лабораторные работы: Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для .организма. Нарушения обмена веществ.
Практическая работа: Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Глава 12. Психика и поведение человека (5 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Глава 13. Размножение и развитие человека (3 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Лабораторная работа:. Измерение массы и роста своего организма.
Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Практическая работа: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Реализация агробизнес-образования
Биология тесно связана с сельским хозяйством. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и прирученных животных. Знание законов биологии позволяет совершенствовать агротехнику и зоотехнику, выводить более продуктивные сорта растений и породы животных.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, знакомятся с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе природопользования и сельскохозяйственного производства, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Реализация агробизнес-образования на уроках биологии предполагает интеграцию материала агробизнес-направленности в темы программ, в результате которой предполагается формирование комплекса определенных знаний, умений и навыков. Результатом реализации данного материала должно стать формирование сельскохозяйственной компетенции, шаг к воспитанию биологически грамотного землепользователя в масштабах как минимум личного подсобного хозяйства.
№ темы Тема Содержание агробизнес-материала
7 класс
1 Многообразие организмов, их классификация Информация о некоторых сельскохозяйственных растениях и животных, как представителях царств Растений и Животных
4 Роль бактерий в природе и жизни человека Положительная и отрицательная роль бактерий в сельском хозяйстве. Профилактика заболеваний сельскохозяйственных растений и животных, вызванных жизнедеятельностью бактерий
6 Многообразие грибов, их роль в жизни человека Положительная и отрицательная роль грибов в сельском хозяйстве. Профилактика заболеваний сельскохозяйственных растений и животных, вызванных жизнедеятельностью грибов
19 Строение семян Изучение строения семян однодольных растений на примере зерновки пшеницы. Использование семян сельскохозяйственных растений вжизни человека.
20 Виды корней и типы корневых систем Виды корня на примере растений, выращиваемых в собственном огороде. Особенности полива в зависимости от вида корня.
21 Видоизменения корней. Использование человеком корнеплодов
30 Размножение покрытосеменных растений Использование особенностей размножения покрытосеменных в сельском хозяйстве
23 Строение стебля Особенности строения стебля сельскохозяйственных растений.
29 Плоды Плоды сельскохозяйственных растений, использование их человеком
32 Класс ДвудольныеСельскохозяйственные растения – представители класса Двудольные
33 Класс ОднодольныеСельскохозяйственные растения – представители класса Однодольные
35 Одноклеточные животные, или Простейшие Роль простейших в сельском хозяйстве
36 Паразитические простейшие. Значение простейших Профилактика заболеваний сельскохозяйственных растений и животных, вызванных паразитическими простейшими
42 Тип Кольчатые черви Роль кольчатых червей в сельском хозяйстве
45 Тип Членистоногие Членистоногие – сельскохозяйственные вредители
48 Многообразие насекомых Роль насекомых в сельском хозяйстве. Пчеловодство
56 Многообразие птиц и их значение. Птицеводство Выращивание птиц, использование продуктов птицеводства
60 Домашние млекопитающие Особенности разведения млекопитающих человеком. Использование продуктов животноводства
65 Биотические и антропогенные факторы Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на окружающую природу
8 класс
3 Происхождение человека. Антропогенез Возникновение сельского хозяйства в процессе антропогенеза
35 Витамины и их роль в организме человека. Преобладающая польза использования в питании собственноручно выращенных экологических овощей
66 Окружающая среда и здоровье человека Влияние продуктов собственного производства на здоровье человека
Календарно-тематическое планирование
Биология. 7 класс.
(68 часов, в неделю – 2 часа)

Тема урока Кол-во часов Дата проведения Примечание, коррективы
Многообразие организмов, их классификация (2ч)
1 Многообразие организмов, их классификация 1 02.09 2 Вид – основная единица систематики 1 07.09 Бактерии. Грибы. Лишайники. (6ч)
3 Бактерии – доядерные организмы. 1 09.09 4 Роль бактерий в природе и жизни человека 1 14.09 5 Грибы – царство живой природы 1 16.09 6 Многообразие грибов, их роль в жизни человека 1 21.09 7 Грибы – паразиты растений, животных, человека 1 23.09 8 Лишайники – комплексные симбиотические организмы 1 28.09 Многообразие растительного мира (25ч)
9 Общая характеристика водорослей 1 30.09 10 Многообразие водорослей 1 05.10 11 Значение водорослей в природе и жизни человека 1 07.10 12 Высшие споровые растения 1 12.10 13 Моховидные 1 14.10 14 Папоротниковидные 1 19.10 15 Плауновидные. Хвощевидные. 1 21.10 16 Голосеменные - отдел семенных растений 1 26.10 17 Разнообразие хвойных растений 1 28.10 18 Покрытосеменные, или Цветковые 1 09.11 19 Строение семян 1 11.11 20 Виды корней и типы корневых систем 1 16.11 21 Видоизменения корней. 1 18.11 22 Побег и почки 1 23.11 23 Строение стебля 1 25.11 24 Внешнее строение листа 1 30.11 25 Клеточное строение листа 1 02.12 26 Видоизменения побегов 1 07.12 27 Строение и разнообразие цветков 1 09.12 28 Соцветия 1 14.12 29 Плоды 1 16.12 30 Размножение покрытосеменных растений 1 21.12 31 Классификация покрытосеменных 1 23.12 32 Класс Двудольные1 28.12 33 Класс Однодольные1 11.01 Многообразие животного мира (27ч)
34 Общие сведения о животном мире 1 13.01 35 Одноклеточные животные, или Простейшие 1 18.01 36 Паразитические простейшие. Значение простейших 1 20.01 37 Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных 1 25.01 38 Тип Кишечнополостные1 27.01 39 Многообразие кишечнополостных1 01.02 40 Общая характеристика червей. Тип Плоские черви 1 03.02 41 Тип Круглые черви 1 08.02 42 Тип Кольчатые черви 1 10.02 43 Класс Брюхоногие1 15.02 44 Класс Головоногие моллюски 1 17.02 45 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные1 22.02 46 Класс Паукообразные1 24.02 47 Класс Насекомые 1 01.03 48 Многообразие насекомых 1 03.03 49 Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» 1 08.03 50 Тип Хордовые 1 10.03 51 Строение и жизнедеятельность рыб 1 15.03 52 Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб 1 17.03 53 Класс Земноводные 1 29.03 54 Класс Пресмыкающиеся 1 31.03 55 Класс Птицы 1 05.04 56 Многообразие птиц и их значение. Птицеводство 1 07.04 57 Экскурсия «Знакомство с птицами леса» 1 12.04 58 Класс Млекопитающие, или Звери 1 14.04 59 Многообразие зверей 1 19.04 60 Домашние млекопитающие 21.04 Эволюция растений и животных, их охрана (3ч)
61 Этапы эволюции органического мира 1 26.04 62 Освоение суши растениями и животными 1 28.04 63 Охрана растительного и животного мира 1 03.05 Экосистемы (4ч)
63 Экосистема 1 05.05 64 Среда обитания организмов. Экологические факторы 1 10.05 65 Биотические и антропогенные факторы 1 12.05 66 Искусственные экосистемы 1 17.05 Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
67-68 Итоговое повторение 2 19.05
24.05 Итого: 68 часов
Биология, 8 класс
(68 часов, в неделю - 2 часа)
№ Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание, коррективы
Введение. Человек как биологический вид (3ч)
1 Науки о человеке и их методы 1 06.09 2 Биологическая природа человека. Расы человека. 1 07.09 3 Происхождение человека. Антропогенез 1 13.09 Глава 1. Общий обзор организма человека (3ч)
4 Строение организма человека (1) 1 14.09 5 Строение организма человека (2) 1 20.09 6 Регуляция процессов жизнедеятельности 1 21.09 Глава 2. Опора и движение (7ч)
7 Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. 1 27.09 8 Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. 1 28.09 9 Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. 1 04.10 10 Строение и функции скелетных мышц. 1 05.10 11 Работа мышц и ее регуляция. 1 11.10 12 Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. 1 12.10 13 Контрольная работа №1 «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система» 1 18.10 Глава 3. Внутренняя среда организма (4ч)
14 Состав внутренней среды организма и ее функции. 1 19.10 15 Состав крови. Постоянство внутренней среды. 1 25.10 16 Свертывание крови. Постоянство внутренней среды. 1 26.10 17 Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. 1 08.11 Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4ч)
18 Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа 1 09.11 19 Сосудистая система. Лимфообращение. 1 15.11 20 Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. 1 16.11 21 Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение» 1 22.11 Глава 5. Дыхание (5ч)
22 Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. 1 23.11 23 Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. 1 29.11 24 Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. 1 30.11 25 Болезни органов дыхания, их профилактика. Реанимация. 1 06.12 26 Обобщение и систематика знаний по теме «Дыхание» 1 07.12 Глава 6. Питание (6ч)
27 Значение питания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и их функции. 1 13.12 28 Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. 1 14.12 29 Пищеварение в желудке и кишечнике. 1 20.12 30 Всасывание питательных веществ в кровь. 1 21.12 31 Регуляция пищеварения. 1 27.12 32 Контрольная работа №3 «Дыхание. Пищеварение» 1 28.12 Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4ч)
33 Понятие о пластическом и энергетическом обмене. 1 10.01 34 Ферменты и их роль в организме человека. 1 11.01 35 Витамины и их роль в организме человека. 1 17.01 36 Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. 1 18.01 Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
37 Выделение и его значение. Органы мочевыделения. 1 24.01 38 Заболевания органов выделения. 1 25.01 39 Обобщение и систематика знаний по теме «Обмен веществ и энергии. Выделение» 1 31.01 Глава 9. Покровы тела (4ч)
40 Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. 1 01.02 41 Болезни и травмы кожи. 1 07.02 42 Гигиена кожных покровов. 1 08.02 43 Обобщение и систематика знаний по теме «Покровы тела» 1 14.02 Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8ч)
44 Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. 1 15.02 45 Работа эндокринной системы и ее нарушения 1 21.02 46 Строение нервной системы и ее значение. 1 22.02 47 Спинной мозг. 1 28.02 48 Головной мозг. 1 01.03 49 Вегетативная нервная система. 1 07.03 50 Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. 1 08.03 51 Контрольная работа №4 «Нейрогуморальная система человека» 1 14.03 Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5ч)
52 Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор. 1 15.03 53 Слуховой анализатор. 1 28.03 54 Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. 1 29.03 55 Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. 1 04.04 56 Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы» 1 05.04 Глава 12. Психика и поведение человека (5ч)
57 Высшая нервная деятельность. Рефлексы. 1 11.04 58 Память и обучение. 1 12.04 59 Врожденное и приобретенное поведение. 1 18.04 60 Сон и бодрствование 1 19.04 61 Особенности высшей нервной деятельности человека. 1 25.04 Глава 13. Размножение и развитие человека (3ч)
62 Особенности размножения человека. 1 26.04 63 Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. 1 02.05 64 Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. 1 03.05 Глава 14. Человек и окружающая среда (2ч)
65 Социальная и природная среда человека 1 09.05 66 Окружающая среда и здоровье человека 1 10.05 Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
6768 Итоговое повторение 2 16.05
17.05 Итого: 68 часов