Конспект урока по математике на тему Простые и составные числа (6 класс)


План-конспект урока по математике в 6 классе по теме:
«Простые и составные числа»
Цели урока:
ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых чисел;
учить делать выводы и обобщения;
закреплять умение решать уравнения Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята!
Девиз нашего урока слова математика Карла Фридриха Гаусса:
«Математика – царица наук».
А сейчас повторим, пройденный материал.
1.Вычислите:1)(0,07+1,26+0,095) 2)(8,11+2,49+1,02 6)
3)(2,38+3,3+0,7)
Записать ответы на листочках. Взаимопроверка. Обучающиеся цепочкой читают ответы.2. Назовите два числа кратных 5; кратных 2; кратных 10.Верно ли, что:а) любое число, кратное 10, кратно и 5;в) любое число, которое кратно 2 кратно и кратно 5, кратно 10?3. Решите уравнения.
И С Ч Л О
1 Х – 100 = 259 159 279 359 39 361
2 (24 – Х) + 30 =50 4 56 44 36 104
3 810: в = 9 9 90 7290 80 801
4 30у – 2у = 280 1 100 18 10 1000
5 20а + 30а = 2000 4 400 5 50 40
1 2 3 4 5
Ч И С Л О
Слово число по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».
Сообщение темы урока
Это слово поможет сформулировать тему урока.
Запишем ее: «Простые и составные числа».
Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел.

Изучение нового материала.
1.Подготовительная работа.
- Назовите все делители числа: а) 10; б) 13; в)1; г)12; д) 7; е)24 .- Сколько делителей имеет каждое число?
Данное число Делители числа Количество делителей
10 1, 2, 5, 10 4
13 1, 13 2
1 1 1
12 1, 2, 3, 4, 6, 12 6
7 1, 7 2
24 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24 8
-На какие группы можно разделить эти числа? Почему?( На три группы:1 группа – числа, которые имеют только два делителя;2 группа – числа, которые имеют более двух делителей;3 группа – число 1, у него только один делитель.)- Какое число является делителем данного натурального числа?- Какое число является делителем любого натурального числа? (1)
2.Работа над новой темой.- Такие числа как 10, 12, 24 называют составными числами, а 13 и 7 простыми.Определение. Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.- Приведите примеры составных чисел. (25, 1246, 33333, 12345 и т.д.)- Почему эти числа являются составными? (Имеют более двух делителей, т.к. делятся на 1 и на само число и 25 кратно 5, 1246 кратно 2, 33333 кратно 3, 12345 кратно 5.)Определение. Натуральное число называется простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.- Приведите примеры простых чисел. (2, 3, 5, 7)- Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997.- Назовите наименьшее простое число.(2)- Что о нем можно сказать? (2 четное число).- Какую закономерность вы заметили в таблице простых чисел? ( Все простые числа, за исключением 2, нечетные числа).- Почему? ( Если число четное, то оно делится на 2, значит у него больше, чем два делителя, следовательно, оно составное.)- Назовите два двузначных простых числа, два трехзначных.- В первом задании вы выделили число 1 в третью группу. Почему? ( У него только один делитель.)- Число 1 имеет только один делитель: само это число. Поэтому его не относя ни к составным, ни к простым числам.4.Физкультминутка.
Гимнастика глаз (презентация).5.Закрепление изученного материала.
1) №93 , стр. 17, устно.Сколько делителей имеет каждое из чисел: 31, 25, 100?Ответ: 31 – 2 делителя: 1 и само это число;25 – 3 делителя: 1, 5, 25.100 – 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.- Какие из этих чисел являются составными? (25 и100).- Почему? (Имеют больше двух делителей).- Назовите больший делитель числа 25, 100. ( Это сами эти числа).2). № 94, стр.17 ( самостоятельная работа с таблицей простых чисел).- Выпишите в тетрадь только простые числа (101, 409, 563, 863,997).3). №95, стр.17, устно с подробным комментарием.Ответ: так как цифра 8 четная, то число 2968 – четное, следовательно, делится на 2, значит число 2968 – составное, так как имеет больше двух делителей и т.д.4). Придумайте несколько чисел, которые имеют только три делителя. (4, 9, 25, 49, 81, и т.д.5). Найдите сумму всех простых чисел от 30 до 50. ( 31+37+ 41+43+47 = 199).6).Самостоятельная работа.№ 109(а), №110(а), №112(а), стр.19. 7). Подведение итога урока.- Каким свойством обладает единица? ( Число 1 не является ни простым, ни составным числом.)- Приведите примеры простых чисел.- Верно ли высказывание: 120005 – составное число? ( Да)- Почему? (Число имеет больше двух множителей, оно делится на 5, т.к. запись числа оканчивается цифрой 5.)- Какие задания вас заставили задуматься?8).Домашнее задание.Выучить простые числа от 2 до 20.
№ 115, стр.19; № 117, стр.20.