Статья: Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних детей находящихся в опасном положении


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«АРМАВИРСКИЙ
АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних детей находящихся в опасном положении

Социальный педагог
Карапетянц Л.А
Г. Армавир
Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.
В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Принятый 24 июня 1999г. ФЗ № - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с тем, что существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, классные руководители должны уделять не меньшее внимание проблеме. Упущенные возможности для развития ребёнка восполнить позднее почти невозможно.
Согласно представленным данным одна обучающаяся проживает в семье находящейся в социально опасном положении и состоит на контроле в БУ «Центре социальной помощи семье и детям», сельской администрации и школе. Кроме того, девочка относится к категории подростков «отклоняющегося (девиантного) поведения».
Основные проблемы в работе с учащейся находящейся в СОП являются:
нежелание подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования;
нарушения дисциплины, пропуски практических и теоретических занятий;
недостаточное владение навыками самообслуживания;
неумение строить свои взаимоотношения с другими учащимися группы;
нежелание участвовать в общественно-полезном труде;
плохая обеспеченность жильем;
употребление ПАВ;
ранние отношения с противоположным полом.
Свою работу планирую в трёх направлениях:
работа с ребенком (индивидуальная);
работа с родителями;
работа с учителями – предметниками,
педагогом – психологом и т.д.
Только работая в тесном контакте с различными органами и службами можно добиться положительных результатов.Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка.Моя работа началась с разбора ситуации, которая сложилась, при использовании данных психолого-педагогического обследования подростка.
Этапы работы:
1. Этап сбора предварительной информации.
Получение информации о жалобах родителей, педагогов, соседей, жителей села, сверстников в первичной беседе с ними, а также из имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в подростке лиц.
Социально-педагогический и психологический анализ информации о подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана.
Изучение запроса родителей и учителей – предметников, формирование гипотез относительно проблемы подростка.
Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.
2. Этап обследования ребёнка социальным педагогам.
Определение общей стратегии обследования.
Составление конкретного комплекса методик для проведения обследования.
Проведение обследования и анализ продуктов деятельности.
Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера, причин имеющихся трудностей.
3. Этап аналитический. 
Включает обработку данных, постановку психологического и социально-педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций для построения программы.
4. Этап коррекционный.
Беседы с родителями и учителями относительно результатов обследования.
Обсуждение социально-педагогического заключения и прогноза развития.
Совместная работа по профилактике социальных вредностей.
Серьезной ошибкой является использование в работе с учащимися находящихся в СОП мер негативного стимулирования – порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Недоброжелательное отношение педагога приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учащимся. Учащийся замыкается в себе, сопротивляется любым попыткам педагога воздействовать на него, его поведение ухудшается.
Я стараюсь создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому в соей работе я часто использую технологии активизации общения, развития коммуникативных навыков, формирование ценностных ориентаций.
Моя непосредственная деятельность состоит из следующих компонентов:
Ведение учета:
1. Сбор сведений об учащейся и заполнение индивидуальной карты.Занятость в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительстваПосещение уроков. Составление программы наблюдения урока ученика. Диагностической карты. Составление характеристики на ребенка по форме.Наблюдение за ребенком, фиксирование способов общения, оформление документации.Профилактическая работа: беседы авторитетных лиц с ребенком, консультирование с приглашением врачей, психологов, инспекторов ПДН из районного центра.
организация практических мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении: диспуты (простые или с просмотром видеофильмов), тренинги, систематическая диагностика особенностей личности ребенка, включающая:
проблемные классные часы:
«Смысл жизни»Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.
«Познай себя»Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.
«Свобода и ответственность»Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.«Как противостоять давлению среды»Цели и задачи: обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков.
диагностика личности ребенка:
«Недописанный тезис» (ценности и убеждения)Цель: определение ценностей и убеждений ребенка, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.
«Недостатки – продолжение достоинств»Цель: эта методика позволит по-новому взглянуть на подростка. Выявить наиболее развитые качества ребенка.В работе с ребенком я никогда не забываю о принципе опоры на положительные качества человека, ибо при осуществлении значимой интересной деятельности у подростка возникают положительные переживания, которые я использую в дальнейшей своей работе.
«Социометрия»Цель: определение места подростка в труппе сверстников.
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)Цель: позволяет выявить преобладание у девочки направленности личности на внешние стимулы, что свидетельствует о её убеждённости в том, что её неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. 
Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащейся в семье», применение которой, позволило получить данные по следующим аспектам:
состав семьи;
образование членов семьи;
специальность отца и матери;
отношение родителей к рождению ребёнка;
устойчивость семьи;
главные причины ссор;
главный источник конфликтов родителей и ребенка;
кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;
где и как ребенок отдыхает летом;
участие родителей в воспитании детей;
соотношение запретов и разрешающих действий;
как в семье организован досуг.
Затем с родителями проводятся индивидуальные консультации с целью изменения установок и позиций родителей, негативно влияющих на поведение детей, а также устранить те условия в семейном воспитании, которые способствуют формированию девиантного поведения.В ходе консультирования вырабатывались стратегии поведения родителей при взаимодействии с детьми с учетом индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания по отношению к детям, давались рекомендации по применению конструктивных способов взаимодействия в семье.Консультации проводились еженедельно в течение месяца.Коррекция нарушенных норм семейного воспитания осуществлялась путём проведения психокоррекционных занятий, направленных на восстановление взаимопонимания в семье, улучшение детско-родительских отношений, возникновение эмоциональной близости, исключение отчуждённости. Занятия проводятся с детьми и родителями (обязательно вместе).
Многие семьи в нашем городе находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности,
низкая самооценка, неуверенность в себе,
недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.
Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы
– профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.
Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи я ставлю перед собой следующие:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
Взаимопонимание,
Конфиденциальность,
Доверие,
Единство действий,
Гуманность,
Разумная требовательность,
Вариативность.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
Библиографический список
http://festival.1september.ru/articles/577743/ http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1019-soczialnye-texnologii-rabota-s-semej-naxodyashhejsya-v-soczialno-opasnom-polozhenii?start=8 http://schsite.ru/nikolskoe-sch/7f214645-9cbc-4ab3-b8f7-2009e6ed7dc9
Заявка
Фамилия, имя, отчество
полностью Карапетянц Людмила Артёмовна
Образовательное
Учреждение
(полное наименование) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«АРМАВИРСКИЙ
АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Должность Социальный педагог
Секция №2
Тема выступления Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних детей находящихся в опасном положении
Контактный телефон 8-918-688-15-85
Адрес электронной почты karen.saakyan2012@yandex.ruФорма участия в научно-практической конференции -публикация без доклада на конференции