Конспект урока литературы. Роман Евгений Онегин. История создания, конфликт.


Конспект урока литературы в 9 классе
«А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Замысел, история создания.
Литературная полемика вокруг романа»
Учитель русского языка и литературы
Бородихин Б.Д.
Цели урока:
- познакомиться с замыслом, историей создания, композицией произведения, дать общую характеристику романа;
- развивать умения создавать презентации;
- воспитывать у учащихся стремление к красивому.
Оборудование урока: 
портрет А.С. Пушкина,
роман «Евгений Онегин»;
экран,
проектор,
ноутбук,
презентация (А.С. Пушкин в Михайловском)»;
печатные материалы.
Ход урока
Психологическая разминка – «Зоопарк».
Сообщение темы, цели и задач урока.
Проверка домашнего задания.
Кратко расскажите об основных этапах биографии поэта.
Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина
II. Читательская конференция за круглым столом.
Выступает 1 спикер.. Сообщение учащегося на тему «Южная ссылка.
Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».
Учащиеся готовят вопросы и внимательно слушают, так как им в конце урока предстоит написать отзыв в классную стен-газету, с использование полученной информации.
III. Выступление 2 спикера. Показ презентации «Пушкин в Михайловском».
IV. Слово учителя.
Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г.
Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа. В черновиках второй главы (писалась в 1824 г.) мелькнул стих Горация «Exegi monumentum », ставший через 12 лет эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Казалось, сама история была не очень благосклонна к пушкинскому произведению: из романа о современнике и современной жизни, каким поэт задумал «Евгения Онегина», после 1825 г. он стал романом о другой исторической эпохе. «Внутренняя хронология» романа охватывает около 6 лет — с 1819 г. по весну 1825 г.
Все главы издавались с 1825 г. по 1832 г. как самостоятельные части большого произведения и еще до завершения романа стали фактами литературного процесса. Пожалуй, если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно утверждать, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт). В течение семи с лишним лет записи пополнялась горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума.
Закрепление.
Чтение информации в учебнике, на с.217.
Вопросы учеников.
V. Подведение итогов урока.- В какой период жизни и творчества Пушкина писался роман «Евгений Онегин»?
- Оцените свою работу и работу своих одноклассников. Объясните свою оценку.
-Что Вам понравилось на уроке?
- Над чем предстоит поработать?
VI. Домашнее задание.
- Подготовить страничку с отзывом о полученной информации на уроке, с заданиями и вопросами. Оформить в виде газетной странички.