Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Составитель:Соловьева О.А. учитель истории МАОУСОШ№7 с.ПатрушиВласова Н.Г. учитель литературы МАОУСОШ№7 с.Патруши Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока: Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Задачи : Развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением; развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы; воспитывать гуманность и милосердие.
Оборудование : Два портрета Пугачева неизвестных авторов; иллюстрации к повести «Капитанская дочка»; исторические материалы (Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); индивидуальные рабочие таблицы; учебник «История Отечества» Б.А. Рыбакова и хрестоматии по истории России; тексты повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.И. Беленький, 1997); фрагмент из художественного фильма А. Прошкина «Русский бунт».Историческая карта «Восстание Пугачева»
Фрагмент фильма «Династия Романовы»
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок — истории и литературы.
Тему урока вы должны определить сами, посмотрев фрагмент фильма
«Восстание Пугачева»
Какая тема урока ? Тема «Пугачев — историческая личность и Пугачев — литературный герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка”».
На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести «Капитанская дочка», а именно Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья.
Учитель истории . Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
Что представляет собой эпоха, в которую жил Пугачев? Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины II. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и чем большие изменения происходили, тем острее вставал вопрос о крепостном праве.
Опрос устно (фронтальный).
1. Вспомните, каковы причины народных восстаний в первой четверти 18 в.
2. Кто участвовал в этих восстаниях?
Работая по группам мы должны выяснить причины волнений и записать их в таблицу.
1 группа
При переходе казаков к земледелию усилился процесс классового расслоения – выделение казацкой верхушки и обеднение массы казачества. Царь Михаил Федорович разрешил казакам за охрану границ пользоваться рекой Яиком, рыбными и звериными ловлями и солью беспошлинно.
Богатая старшинская верхушка со временем захватила рыбные промыслы, табуны лошадей и землю. Рядовые казаки утратили свои прежние вольности.
Они пожаловались на самоуправство в Военную коллегию, которая в ответ наказала 40 казаков плетьми. Казаки снова послали выборных в Петербург, им удалось подать жалобу на имя Екатерины II. Казаки писали, что вот уже 5 лет Яицкое войско не получает денежного жалования, просили восстановить их прежние вольности. Но все выборные были арестованы. Для расследования причин была создана комиссия, которая начала свою деятельность с того, что приказала наказать плетьми семерых выборных, обрить им бороды (что считалось у казаков величайшим позором) и под конвоем отослать в Оренбург. Это вызвало возмущение казаков, и они восстали. Восстание было жестоко подавлено. Несмотря на жестокую расправу, казаки не собирались покоряться
2 группа
Жесточайшему угнетению подверглись и «инородцы» — башкиры, татары, киргизы, удмурты, мордва, чуваши, марийцы и другие нерусские народности. Их угнетали не только чиновники, дворяне и купцы-промышленники, но и местная феодальная знать и духовенство.
Царское правительство принимало все меры, чтобы привлечь в Башкирию русских купцов и промышленников. 11 февраля 1736 г. правительство издало указ, который разрешал им занимать и осваивать башкирские земли. Купцы начали за бесценок скупать в Башкирии огромные участки земель и лесов. Так, например, симбирский купец Твердышев «купил» возле Белорецкого завода 300000 десятин сортового леса за 300 руб., т.е. за 10 десятин строевого леса платил по 1 копейке.
С 1742 г. военно-административным центром Башкирии стала крепость Оренбург.
Массовый захват башкирских земель, жестокие поборы и введение государственной монополии на соль вызвали национально-освободительное движение в Башкирии.
В тяжелом положении находились и народы Прикамского края и Поволжья. Жителей этих областей насильно обращали в христианскую веру. Горе и разорение ждали тех людей, кто не хотел креститься. Обычно такие люди, узнав о близком визите духовенства, разбегались в леса, а если кто попадался, с ним расправлялись как с преступником – били его плетьми до потери сознания, разоряли его дом, ломали окна, двери, печи…
За крещение освобождали от податей на 3 года! Подати крещеных перекладывали на некрещеных.
3 группа
Положение работавших на уральских заводах крестьян (работных людей) было таким же тяжелым и бесправным, как и положение помещичьих крестьян. Особенно невыносимым были те условия, в которых жили крестьяне, приписанные к отдельным заводам и фабрикам.
Крестьянам, которые платили подушную подать казне, объявляли от имени правительства, что они освобождались от уплаты подати и взамен этого должны ежегодно отрабатывать её на заводе. Подушную подать за них в казну платили владельцы завода.
За один раз отработать все деньги не удавалось, и поэтому крестьянину приходилось являться на завод 2-3 раза в год. Каждый приписной крестьянин проводил на заводе до 260 дней в году, а подать оставалась неотработанной.
Наряду с приписными на заводах работали крестьяне, прикрепленные к заводам и фабрикам. Их называли посессионные. Они подвергались жестокой эксплуатации.
Работали на заводах и беглые люди. За малейшую провинность их арестовывали, наказывали плетьми. На многих заводах и фабриках отбывали наказание осужденные на каторжные работы.
Все это приводило к волнениям среди работных людей.
4 группа:
Вторая половина 18 в. – время ещё большего укрепления крепостничества. Екатерина II ознаменовала свое царствование окончательным закрепощением крестьян, предоставила дворянам право распоряжаться ими по своему усмотрению. Она щедро одарила крепостными крестьянами лиц, которые помогали ей достичь власти. Всего за 34 года своего царствования Екатерина II раздала помещикам около 800 тысяч государственных крестьян. Каждый 2-й крестьянин Великороссии был крепостным.
Власть помещиков над крестьянами была почти неограниченной: они сами судили и наказывали своих крепостных, проигрывали их в карты, меняли на собак, продавали по одиночку, целыми семьями и деревнями.т.е полное бесправие крестьян, эксплуатация их помещиками.
В 60-е гг. 18 в. царскими властями были изданы указы, дающие помещикам право без суда отправлять своих крепостных в Сибирь на поселение и каторгу. Позднее крестьянам было запрещено подавать жалобы на своих господ. Крестьян мучили и истязали, травили собаками, засекали до смерти.
Эти указы делали помещиков практически безнаказанными.
Давайте в тетради запишем участников восстания и причины их недовольства (пока группы выступают остальные фиксируют) Проверка таблицы на экране
Участники Причины их недовольства
1. Казаки Наступление правительства на казачьи привилегии
2. Башкиры, народы Поволжья Политика российского правительства в национальных окраинах
3. Работные люди Тяжелые условия труда и сильная эксплуатация
4. Крепостные крестьяне Сильный крепостной гнет, бесправие и эксплуатация крестьян помещиками.
(Коллективная проверка)-на доске
Учитель истории . Почему же казаки поверили Пугачеву? Ведь праведным в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым.
Ученики . Он был представителем народа.
Сообщение О Пугачеве-(ученик Плотников Кирилл)
(Работа в паре «Манифест Пугачева к народу)
Учитель истории . Каковы планы Пугачева?
— захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
— наказать дворян;
— насладиться роскошью царской жизни
Физ мин Сейчас, ребята мы немного отдохнём и послушаем «Вальс» Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель». Вот в такую погоду впервые встретился с Пугачевым герой повести «Капитанская дочка» Гринев. Эта встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу героя.
Учитель литературы. Какие слова Пугачева говорят о его честолюбии? (Хрестоматия, гл. 8, с. 102.)
— «прусский король мог бы со мной потягаться?»;
— «я воюю хоть куда ... сорок генералов убиты ... четыре армии взяты в полон»;
— «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;
— «лучше раз напиться живой крови» (иносказание: напиться живой кровью — значит поцарствовать, пожить на широкую ногу).
Учитель истории . Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
— он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
(работа с картой)
-Рассмотрите районы восстания, какие населенные пункты были вовлечены?
(Оренбург, Урал, Башкирия)
— у него хорошая армия, вооружение;
— проводит ряд удачных военных операций.
  Основные этапы крестьянской войны.
       
1 период. Сентябрь 1773 г. — март 1774 г.  Захватив ряд крепостей, восставшие подошли к Оренбургу. Численность восставших осадивших Оренбург достигала 30 тыс человек в их числе башкиры во главе с Саловатом Юлаевыми , горно-заводские рабочие Урала. Осада Оренбурга длилась шесть месяцев. Следующее сражение произошло под Татищевой крепостью. Победу одержали царские войска. Потерпев поражение от царских войск, ушли на Урал.
2 период. Апрель — июнь 1774 г. Пугачев пополнил армию новыми людьми, захватил ряд заводов на Урале, вышел к Казани, потерпел поражение и ушел с войском на правый берег Волги, чтобы собраться с новыми силами. Этот этап был полон храбрыми командирами полковник Бахтияр Канкаев, Мясгут Гумеров, Аит Уразметов, Осип Енгалычаев,Давыдов и многие другие.
3 период. Июнь — сентябрь 1774 г. Восставшие подошли к г. Царицыну.                 Е. Пугачев разослал манифест, в котором призывал крестьян «ловить, казнить и вешать» дворян - помещиков, поступать с ними  «равным образом так, как они... чинили с вами, крестьянами». В Поволжье начались массовые избиения помещиков. (Работа по картине «Суд Е. Пугачева»).                                                                                     Затем войско самозванца было разбито царскими войсками под командованием генерала И. И. Михельсона.
(Фрагмент фильма; последствие бунта)
Учитель литературы . Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II (указывает на портрет Пугачева, написанный на портрете Екатерины II); другие видели умного, проницательного человека (портрет Пугачева неизвестного художника).
Учитель литературы. Посмотрите на портреты художников, изобразивших Пугачева: на одном он — умный, проницательный, повидавший много лиха; другой — написан на портрете Екатерины II (это тоже своеобразный вызов Пугачева).
А теперь давайте посмотрим отрывок из фильма Александра Прошкина «Русский бунт». (Просмотр отрывка из фильма.)
- Каким вы увидели в этом фильме Пугачева?
Ученики . Разбойником, злодеем.
Учитель литературы. Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории и в этом нам помогут знания по истории и литературе.
Учитель литературы . А как показывает Пушкин жестокость, можно сказать, зверство Пугачева?
Ученики . По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Учитель истории . Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Ученики . Злодей.(Фрагмент фильма )
Учитель литературы . Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
Ученики . Злодей, но и милосердный человек.
Учитель . Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?
Ученики . Встреча с Гриневым во время бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши.
Учитель . Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу, к Маше.
А что явилось толчком для проявления его милосердия?
Ученики . Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп.
III. Подведение итогов
Учитель литературы. Сопоставляя исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за «грешную душу» которого «вечно молить Бога». В повести открывается душа русского народа, заблудившегося в «буране» истории и жестоко ответившего на казни — убийствами, на насилие помещиков — насилием, на обнищание — грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда «дороги нет, и мгла кругом».
Учитель истории . История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
Учитель литературы . А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом писали многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать.
IV. Домашнее задание.
Поработать со статьёй учебника, с.102-105, о вымышленности повествования в повести.. Составить краткий конспект статьи, выписывая основную информацию (в тетради).
Найти информацию о том , как проходило восстание в Свердловской области.