Конспект урока литературы на тему А.С. Пушкин Дубровский. Историческая правда и художественный вымысел. Прототипы


Конспект урока литературы в 6а классе 2.11.16.
Тема. А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания. Прототипы.
Цель:
- познакомить с историей создания романа, дать понятие «роман», расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века;
- развивать навыки сопоставления исторических событий и художественного вымысла, умение вчитываться в текст художественного произведения, навыки выразительного чтения;
- воспитывать внимание к тексту художественного произведения и его творческой истории, познавательный интерес, культуру общения.
Оборудование урока: учебник «Литература 6 кл. 1 ч.» Г.С. Меркин, презентация, листы самооценки, слова на доске для лексической работы, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Технология развития критического мышления.
Методы и приемы: Инсерт, работа в группах, индивидуальная работа с текстовыми источниками.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Оргмомент. - Добрый день! Сегодня на уроке литературы мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина, вам понадобятся внимание, умение задавать вопросы и отвечать на них, а также ваши тетради, учебники и текст произведения. Какого? Расшифруйте название.
(на доске ребус) Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на активную работу.
Отгадывают ребус, получают слово «Дубровский» личностные
Стадия вызова Целеполагание. Мотивация.
- У каждого из вас есть лист самооценки. Подпишите фамилию. По ходу урока мы заполняем таблички, оценивая свою работу, в конце урока листы вы сдадите, каждый получит оценку.
- Итак, формулируем тему урока (А.С. Пушкин «Дубровский»). Что мы знаем? (факты биографии Пушкина, сюжет романа)
- У каждого произведения своя история создания. Что хотели бы узнать? (что в романе взято из жизни, а что выдумано, были ли описываемые события в реальности)
Запись темы, формулирование задач. заполняют 2 колонки таблицы «Знаю, хочу узнать»
Записывают тему урока в тетрадь, метапредметныеУмение формулировать проблему, ставить учебные задачи
Стадия осмысления. Работа с терминами.
- Исходя из темы, какие ключевые понятия будут нами рассмотрены?
- Найдите в учебнике данные понятия (закладки)
Роман (фр. Roman - повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
-Добавим:
Прототип - лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 
Художественный вымысел — средство создания художественных образов, создается воображением писателя, его фантазией.
Исторический факт — это действительное событие, имевшее место во времени и пространстве.
Индивидуальное сообщение об истории создания романа.
Роман не был завершён автором.А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 г. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».
Индивидуальное сообщение о прототипах героев романа.
Островский – первоначальное название (по фамилии реального человека)
Работа с учебником с. 137 «Для вас, любознательные»
(Инсерт)
! знал
+ новое
- сомневаюсь
? вопрос, не понял
Микроитог. Какие события легли в основу романа «Дубровский»?
Работа в группах. Восстанови хронологию
случай на псарне – глава 1
письмо Андрея Гавриловича Дубровского Троекурову – глава 1.
суд – глава 2
Приезд Владимира Дубровского в дом отца – глава 3.
похороны Андрея Гавриловича Дубровского – глава 4.
пожар в доме Дубровского – глава 6.
- Что послужило причиной каждого события?
- В листах самооценки проставьте баллы за свое участие в работе группы.
Физминутка.
6. Лексическая работа (индивидуально): на доске выписаны устаревшие слова, найти лексическое значение в Толковом словаре В.И. Даля. Роман, прототип, художественный вымысел и исторический факт (читают определение, записывают в тетрадь)
Слушают сообщения, оценивают.
Анализируют и выделяют знаками информацию в учебнике, делают вывод: реальные события в романе – суд небогатого дворянина с соседом из-за земли, его разорение, превращение его в разбойника.
Объединяются в группы, готовят выразительное чтение эпизода (по ролям), определяют причинно-следственные связи,
выстраивают хронологическую последовательность сюжета.
Оценивают себя.
Работают со словарем (устаревшие слова) Умение работать с различными источниками информации.
Умение слушать и принимать выводы другого, умение воспринимать информацию на слух.
Умение работать с различными источниками информации.
Умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Умение выявлять причинно-следственные связи
Умение работать с различными источниками информации.
Рефлексия Подводим итог. Ответить на вопрос: Что в романе «Дубровский» является исторической основой, а что художественным вымыслом?
Д.з. с.141 №10 (заполнить таблицу).
- Вернемся к задачам урока. Что удалось выяснить? Заполните 3 колонку «Узнал».
- В листах самооценки проставьте баллы. Листы сдаем, оценки выставляю после их проверки. Письменно отвечают на вопрос,
Записывают д.з.
листы самооценки сдают. Регулятивные
Развитие навыков самооценки и самоанализа