ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Конспект интегрированного урока (литература – история) в 8 классе.
Тема: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством Е.Пугачёва, текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Цели урока:
1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.
2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Задачи урока:
- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;
- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;
- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.
Подготовительный этап:Задолго до урока весь класс делится на группы: историков, лингвистов, литераторов, артистов. Каждая группа имеет опережающее задание. Историки собирают исторические сведения о Пугачевском восстании, ещё раз изучают историю создания «Капитанской дочки». Лингвисты и литераторы работают с текстом «Капитанской дочки». Артисты готовят инсценировку эпизода из произведения.
Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:
История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.
История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).
Этапы урока/цели Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?
Записывают в тетради тему урока и эпиграф.
Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.
2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.
Учитель литературы: Впервые на этом уроке вы станете исследователями творчества А.С.Пушкина, не случайно для подготовки урока вы были разделены на группы. Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, литераторы и лингвисты работали над текстом произведения, артисты готовились разнообразить наш урок инсценировками. Вопросы к уроку вам были даны заранее. Вы рассмотрели Пушкинскую точку зрения, нашли дополнительный материал, рассказывающий о восстании Пугачева. На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу:
Историческая правда Художественный вымысел
Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки.
Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.
Ученик: Эй, пошел, ямщик!.. – Нет мочи;
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги замело;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
А.С.Пушкин
3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.
Учитель истории: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.
Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.
Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?
Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.
Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/
Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.
Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.
Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.
Учитель литературы: Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».
Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?
Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.
Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?
Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.
Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?
Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.
Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.
Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?
Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.
(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)
Историки (выступают с сообщением по теме)
Ответы учащихся.
Заполняют таблицу.
Историческая правда Художественный вымысел
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III
1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести
Заполняют таблицу.
Историческая правда Художественный вымысел
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III
1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести
Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.
2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.
Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Ответы учащихся.
Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва)
Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)
Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.
Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым)
Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)
Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.
Историки: Сообщение об осаде Казани.
4 этап
Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.
Учитель литературы: Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:
1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)
2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)
3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)
Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?
Учитель истории: А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой:
«Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».
Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?
Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?
Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?
Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.
Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.
Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос.
Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго
Артисты: Разыгрывают сцену из 11 главы.
Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.
5 этап
Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице.
Учитель литературы: Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования?
Учитель литературы: Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты.
Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос.
Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради.
Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки.
Ученик: Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
6 этап
Домашнее задание/ проверить усвоение материала
Составить план к сочинению по теме «Е.Пугачёв: историческая личность и литературный герой» Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения выполнено
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи +
Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника +
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели +
Формы обучения 1Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных заданий Были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.
Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока Учащиеся справились с поставленными перед ними задачами .
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, предлагаемых для выполнения школьникам +
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3. Взаимопомощь Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выполняют в группе творческую работу с последующей защитой. Учащиеся во время работы в группах оказывают друг другу помощь, высказывают свою точку зрения и выслушивают мнение товарища.
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные На каждом этапе урока формируются личностные, познавательные, коммуникативные учебные умения.
Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Презентация.
Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче +
Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики +
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы +