Разработка урока А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачёва.


Тема урока: 8 класс
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачёва.
Цель: углубление ознакомления учащихся с творчеством А.С. Пушкина.
Задача образовательная: продолжить работу над повестью «Капитанская дочка», в частности над образом Емельяна Пугачёва.
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии основывается на любимых стихотворениях А.С. Пушкина.
3. Слово о Пушкине. Краткие биографические сведения:     1979, 26мая – родился в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А.П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706г. ( Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.     1811-17 –учился в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Участие в борьбе кружка «Арзамас» против «Любителей русского слова». 1814-опубликовано первое стихотворение («К другу стихотворцу»). По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел. Общение с русским философом П.А. Чаадаевым.     1818- Пушкин становится членом кружка «Зеленая лампа» (литературный филиал тайного общества «Союз благоденствия»).     Идеи декабризма отражены в творчестве.     1817-20 –работа над поэмой «Руслан и Людмила». За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820г. Пушкин был сослан по приказу Александра Первого на юг России, где встречался с декабристами Давыдовым, Раевским, Орловым, Пестелем. Кроме множества лирических стихов , Пушкин создает в это время так называемые «южные поэмы»- «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».     1823, 8 мая - Пушкин приступает к работе над романом в стихах «Евгений Онегин», который был завершен в октябре 1831г.     1823, июль- Пушкин переведен в Одессу.     1824, июль-В результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей Михайловское. здесь Пушкин заканчивает поэму «Цыганы» и продолжает работу над «Евгением Онегиным», создает трагедию «Борис Годунов», стихотворную повесть «Граф Нулин».     1825 январь- Пушкина посещает декабрист Пущин.     1826, сентябрь- Пушкин по приказу Николая Первого возвращен из ссылки.     1828- Пушкин создает историческую поэму «Полтава». Впечатление от поездки в Закавказье нашли свое отражение в «Путешествии в Арзум»     1830- Пушкин принял участие в «Литературной газете», издаваемой А.А. Дельвигом. В апреле Пушкин, получив согласие на брак с Н.Н. Гончаровой, выехал в Болдино Нижегородской губернии для устройства имущественных дел, где пробыл с начала сентября до конца ноября из-за эпидемии холеры. В этот период, который получил название «болдинской осени», Пушкин в основном заканчивает «Евгения Онегина», создает 4 «маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Сказку о попе и его работнике Балде», много лирических стихов.     1831- после женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге, где создает крупнейшие прозаические произведения «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работает над историческим трудом «История Пугачева», пишет поэму «Медный всадник», сказки, переводит стихи Мицкевича.     1836-Пушкин начинает издавать журнал «Современник».     1837, 27 января - Пушкин, вступаясь за честь жены, был тяжело ранен на дуэли французским эмигрантом Ж. Дантесом. 29 января поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в Святые Горы (ныне пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.
5. Анализ повести, рассмотрение образа Пугачёва.
Капитанская дочка.
Сообщение о Пугачёве.
Емельян Иванович Пугачёв (1742 -10 (21) января 1775, Москва)
Донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773 – 1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр 3 жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.
Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Башкортостан, часть Западной Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.
Восстание началось 17 сентября 1773 года и продолжалось до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в середине 1774 года.
В какой главе мы впервые встречаемся с Пугачёвым? Каким мы видим его в повести? Почему так страшен он в сне Гринёва? Как поступает он с семьёй Мироновых? Как проходит Пугачёвский совет? Как обращаются его соратники друг с другом и с самим Пугачёвым? Как происходит откровенный разговор Пугачёва с Гринёвым? В чём состоит смысл калмыцкой сказки? За кем осталось последнее слово? Почему он милует Гринёва и отпускает его? Почему по возвращению Гринёва опять Пугачёв его щадит? Как это его характеризует? Как принял смерть Пугачёв? Какими чувствами наполняется ваше сердце, когда состоится казнь Пугачёва?
Кого из героев можно назвать людьми чести? (Пугачёва, Гринёва, семью капитана Миронова). А кого отнесём к предателям? Швабрина.
Историческая правда Художественный вымысел
1.Исторические лица: Пугачёв, Екатерина 2, Пётр 3.
2.Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.
3.Казнь Пугачёва и его сподвижников. 1Вымышленные лица: Гринёв и все остальные персонажи повести.
2. Встречи с Гринёвым и взаимоотношения с ним.
Присутствие Гринёва на казни, встреча Маши с Екатериной 2.
Обсуждение данной темы сопровождается просмотром фрагментов из художественного фильма «Капитанская дочка». (Расправа с теми, кто служит в Белогорской крепости, эпизод казни Пугачёва и др.)
4. Итоги, выводы, оценки.
Выводы по данной теме:
1.В «Капитанской дочке» в Пугачёве – разбойнике «одолевает человек».
2.Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, на уважении и милосердии.
3.А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять и милосердие.
Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовал, что… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось…
Д/З. Письменно написать характеристику Петра Гринёва.