Технологическая карта по математике Нахождение число ПО его дроби. Нахождение дроби ОТ числа, 6 класс, ФГОС


18.12.15. Нахождение дроби от числа. Гилёва О.С.
Класс 6 Нахождение числа по его дроби. Учитель математики

Цели деятельности на уроке Главная дидактическая цель: формирование умения находить дробь от числа и число о его дроби при решении задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать уважение к ответам товарищей, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, креативность мышления; инициативность, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни (различные профессии).
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; строить логические цепи рассуждений; уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания; извлекать из математических текстов необходимую информацию.Предметные: уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию; решение текстовых задач арифметическим способом; выполнять вычисления с обыкновенными, десятичными дробями, находить дробь от числа и число о его дроби при решении задач.
Основные понятия Дробь от числа, число по его дроби, алгоритм, организация, видео сообщение, мультимедийное сообщение.
Оборудование Компьютер, интерактивная доска, презентация, ноутбуки, документ – камера, листы с заданиями, бланки для тестирования, пластилиновые шары, 4 тарелки, книга с пазлами, светофор из цветной бумаги, фигуры из пластилина, бумага формата А4, фломастеры, маркеры, магниты, конструктор 3-х цветов (зеленый, жёлтый, красный), коробка для конструктора.
Ресурсы Презентация «Нахождение числа по его дроби. Нахождение дроби от числа».
Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс/ М. А. попов.- 7-е изд., стер.-М.: Экзамен, 2012»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа


18.12.15. Нахождение дроби от числа. Урок 5 [28]
Нахождение числа по его дроби.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Технология проведения
(этапы урока) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
предметные УУД
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цели:
-актуализация требования к ученику с позиции учебной деятельности;
-создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;
-установление тематических рамок Создает условие для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность 13227058064500Организация учащихся во включение в учебную деятельность начинается на перемене (слайд 2).
Парты расставлены буквой «П». Всего 4 группы. Учащиеся рассаживаются по желанию.
-Садитесь! Посмотрите на слайд.
-Поприветствуйте друг друга, аудиторию, меня. Я вас тоже с удовольствием приветствую.
-Давайте представимся. Правой рукой в воздухе напишите свое имя. Теперь – левой рукой. А сейчас двумя руками в разные стороны (зеркальное отображение, взаимообратные числа, дирижёр) (слайд 4)

Теперь наша работа будет максимально продуктивной Слушают учителя, выполняют задание. Настраиваются на продуктивную работу. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения.
Цели:
-создание условий для выполнения учащимися пробного учебного действия;
-организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
-фиксирование причины затруднения во внешней речи Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
причину затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
-Хочу рассказать вам об одном случае: не так давно я беседовала с учащимся 9-го класса. И он выдвинул следующее утверждение: «Математика нужна только в школе».
-Так ли это? Где «живёт» математика?
(различные высказывания учащихся)
-Предлагаю вам создать специализированную организацию по разрешению проблем жителей села Яр-Сале. Тем самым, мы докажем: верно или ложно его предположение.
Всего 4 отдела в организации. Нумерация против часовой стрелки.
-Доказано, что человеку удобно двигаться против часовой стрелки.
1431925-1422400001515745-12636500-Вопросы, проблемы мы будем принимать в прямом режиме. Мне пришлось внедрить одну интересную программку в компьютер, чтобы интерактивная доска смогла принимать СМС, ММС, видео сообщения, а еще работала как принтер. По ходу работы проверим о возможностях интерактивной доски.
-Ребята! Первую помощь окажите мне: проведите рассуждения и определите тему урока.

(ответы учащихся: «Нахождение числа по его дроби» и «Нахождение дроби от числа»)-Почему вы так решили?
Отвечают по одному от каждого отдела.
-Запишите число, тему урока. Слушают учителя, выполняют задание. Объясняют свой выбор. Проводят наблюдение и рассуждения.
Выполняют эксперимент. Отвечают на вопросы. Метапредметная связь: рассуждают о применении в других областях, выдвигают свои предположения. Вследствие чего определяют тему урока. Производят запись в тетрадь числа и темы урока. Иметь представление о «целое – всё - число», «часть - дробь»
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
III. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
-организация постановки цели урока;
-создание условий для составления совместного плана действий;
-определение средства достижения цели Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий -Урок – первый по данным темам?
(нет, 5-ый)
-Давайте, исходя из выше сказанного, поставим цель урока?
(повторение, обобщение и систематизация)
-Средства достижения цели?
(универсальный алгоритм)
-Составим совместный план действий по достижению цели.
(повторить алгоритм, правила, применить при решении задач, провести проверочную работу с последующей проверкой по эталону, выполнить задания, итог урока, рефлексия (оценка своей деятельности на уроке))
Самостоятельно ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий по достижению анной цели урока. Определяют средства достижения цели – универсальный алгоритм. Иметь представление об универсальном алгоритме. Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
IV. Реализация построенного проекта и закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели:
-реализация построенного проекта;
-закрепление знания в речи и знаках;
-фиксирование преодоления возникшего раннее затруднения Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках 114236518542000-Средство достижения поставленной цели на уроке?
(алгоритм)
-На какие вопросы он отвечает?
-Примените его к теме урока.
Работа в группе (по отделам): а теперь я прошу вас выполнить творческое задание (ассоциации): перед вами листы А4 и фломастеры. Ваша задача: представить тему урока в творческом варианте таким образом, чтобы она стало понятно каждому учащемуся.
-Пришло ММС (мультимедийное сообщение) от учащихся 6 г класса (Петра и Всеволода)

(выход из режима презентации и передвижением пальцев руки или мышки выполнить правильно).
Каждый раз напоминать учащимся о фиксировании количества правильных ответов. Выполняют творческое задание в группах. Работают устно. Выполняют задание от учащихся одной параллели. Смотрят видео сообщение от повара. Вспоминают девиз каждого урока математики. Работают с реальной информацией. Обрабатывают её, при этом получают необходимый результат. Выполняют индивидуальную работу. Проверяют по эталону.
Делают при этом вывод. Уметь применять универсальный алгоритм при решении любой задачи, и не только математической. Знать правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа. Уметь применять правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа при решении задач. Уметь выполнять математические действия с десятичными дробями, с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с процентами.
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке
V. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону
Цели:
-проверка умения рассуждать и действовать самостоятельно;
-организация проверки знаний Организует проверку знаний, умения самостоятельно рассуждать и действовать -Пришло видео сообщение.
105854510541000-От кого?
(повар школьной столовой, мама одного из учащихся)
-С просьбой решить проблему.
Учащиеся просмотрели видео сообщение. И учитель задает вопрос: «О чем речь в задаче?»
(ничего конкретного сказать не могут)
Вспомните девиз каждого нашего урока
(Расскажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай мне попробовать – и я научусь.
Конфуций)-Верно. Видео файл обработается в текстовый документ. И наша доска выполнит функцию ксерокса.
Работа индивидуальная.
12642852794000Каждый решает в тетради. Далее, проверка по эталону: сначала сравниваем ответ. Затем первое действие. Второе действие.
Каждый раз напоминать учащимся о фиксировании количества правильных ответов.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение структурировать знания.
Личностные: самоопределение.
VI. Динамическая пауза
Цели:
-эмоциональная разгрузка учащихся;
-переключение внимания учащихся в новые условия Организует реализацию построенного проекта по эмоциональной разгрузке
На стол каждого отдела поставить тарелку с пластилиновыми шарами (3 цвета х 2 (всего в классе 24 человека, за 1 столом – 6 человек, каждый стол имеет свой цвет: зеленый, коричневый, синий, красный)). Например: на красный стол ставить шары другого цвета и т.д. Каждый учащийся берет только 1 шар.
2292985-14097000-Ну-ка, дети встаньте в ряд…
(два отдела встают у одной стены, другие два - у противоположной стороны)
-Поиграем в ассоциации
-Что у вас в руках?
(шары пластилиновые)
-Чем они могут быть на уроке математики?
(цифры – числа – дроби, …)-На уроке русского языка?
(буквы – слова - …)-На биологии?
(клетки – органы - …)-Молодцы!
А теперь, сядьте за тот стол, цвет которого соответствует цвету вашего шара.
-Теперь у вас сформировались новые отделы. Выполняют физическую и умственную разгрузку. При этом логическое мышление должно быть хорошо развито.
VII. Включение в систему знаний и повторения
Цели:
- формирование навыка применения универсального алгоритма Организует учащихся на работу в парах, подводит учащихся к рассуждениям о данных проблемах – задачах. -Пришло три ММС.
Работа в парах

Учащиеся читают каждое сообщение, анализируют. Выясняют профессии людей, приславших ММС. Делают определенный вывод о том, что ММС 2 пришло не по адресу. А проблему остальных сообщений вполне можно разрешить. Выполняют решение двух задач (ММС1 и ММС3). Проверка с помощью документ-камеры. Объясняют свое решение. Уметь применять универсальный алгоритм при решении любой задачи, и не только математической. Знать правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа. Уметь применять правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа при решении задач. Уметь выполнять математические действия с десятичными дробями, с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с процентами. Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Организует индивидуальную работу учащихся - естирование, фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности Как и в любой организации проходит тестирование сотрудников.


А сейчас давайте подведём итог нашего занятия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднения?
Пришло видео сообщение:

И эта задача пойдет вам домой.
Запишите домашнее задание:


Предлагаю на выбор деталь конструктора по цвету: зеленый – все понял, работал на уроке, тестирование прошёл на «5»; жёлтый – есть пробелы в знаниях, тестирование на «4» или «3»; красный – ничего не делал, тестирование на «2», «зачем я вообще пришел на урок?» Выполняют тестирование с последующей проверкой. Отвечают письменно на вопросы с вариантами ответов. Смотрят видео сообщение, в котором говорится о спортивно-оздоровительном комплексе (задача). Условие данной задачи переход в домашнее задание. Рассказывают, что узнали нового.
Выполняют выбор определенного цвета детали конструктора.
Осуществляют самооценку в карте «Оценка деятельности»: после звонка учащиеся со своей ручкой подходят к учителю и по очереди заполняют карту «Оценка деятельности на уроке» (оценивают свою деятельность на уроке). А учитель производит сравнение оценок (оценку учащегося с оценкой учителя) для того, чтобы наши ученики не завышали и не занижали самооценку. Знать и уметь применять универсальный алгоритм при решении задач. Знать правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа. Уметь применять правила нахождения числа по его дроби и нахождения дроби от числа при решении задач.
Знать правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей и уметь их применять при выполнении математических действий с натуральными числами, обыкновенными дробями и десятичными дробями. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.