Конспект урока в 6 классе на тему Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби

Буркина Н.А.
МАОУ «СОШ №35»
г. Стерлитамак РБ
2016 год



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

План – конспект урока
Математика 6 класс

ТЕМА: «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби»

Цели урока: Формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
коррекция опорных знаний;
создание условий для контроля и самоконтроля усвоения знаний.
Расширение кругозора и логического мышления,
формирование умений применять приемы сравнения,
обобщения, выделения главного, переноса знаний на новую ситуацию.
Воспитание патриотических чувств к Родине.

ПЛАН УРОКА.

Проверка домашнего задания.
Устное решение задач (воспроизведение знаний).
Решение задач
А) Поиск лишней задачи.
Б) Самостоятельная работа.
В) «Покрутимся» вокруг задачи.
Г) Тестирование.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.

ХОД УРОКА.

1. Проверка домашнего задания
Собрать тетради с домашней работой.

2.Устное решение задач (воспроизведение знаний)
Учитель: Начнем урок с устной работы, но начнем мы сегодня не с фронтальной
работы, а с работы по группам. Группы составляем так: 1-2 парта, 3-4 парта.
В течение нескольких минут вы устно решаете задачи и обсуждаете
ответы на вопросы. Затем все проговариваем.

Задание группе
Решите устно задачи.
Определите, по какой теме каждая задача.
Вспомните правила по данной теме.
Вспомните правила в стихах.
Назовите тему урока.
Задачи:
1. Весь путь туриста составляет 12 км. В первый день он прошел 13 EMBED Equation.DSMT4 1415всего пути. Сколько километров прошел турист в первый день?
2. На городской олимпиаде 13 EMBED Equation.DSMT4 1415числа членов нашей команды получили грамоты. Сколько человек в команде, если грамоты получили 6 человек

Через 3-4 минуты фронтальная работа с классом.
Прочитайте первую задачу. Расскажите ее решение. По какой теме данная задача?
Прочитайте вторую задачу. Расскажите ее решение. По какой теме данная задача?
Ответы к задачам записать на доске.

Кто из вас запомнил правила в стихах? (они прозвучали на предыдущем уроке)

Нахождение дроби от числа
Нахождение числа по его дроби

Дробь от числа хотим найти
Не надо мам тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Коль число по его дроби
Отыскать решите,
То на данную вам дробь
Значенье разделите.


Повторение правил.
Как найти дробь от числа?
Как найти число по его дроби?

Учитель: Ребята, а вы знаете, какая наука является царицей всех наук?
Ученики: Математика.
Учитель: А знаете ли вы царицу математики?
Ученики: (молчат)
Учитель: Хотите узнать? Сейчас вы мне сами ее назовете, а поможет вам в этом
следующая таблица

Алгебра
8

Арифметика
9

Геометрия
16


Число, записанное около названия царицы – неправильный ответ к одной из решенных задач. Назовите царицу математики.
Ученики: Арифметика.
Учитель: (вывешивает плакат) «Математика – царица наук.
Арифметика – царица математики»
Карл Гаусс.
Учитель: В России первый учебник «Арифметика» написал в 1703 году
Леонтий Филиппович Магницкий. Ребята, я думаю, вам интересно будет
узнать, какие задачи решали ваши ровесники 300 лет тому назад. Вот сегодня
мы и решим несколько задач из старинного учебника.

Вывесить табличку с именем ученого, показать на экране титульный лист «Арифметики» Л.Ф. Магницкого издания 1703 года.
Решение задач.
Поиск лишней задачи

Задание. Исключите лишнюю задачу.

Капитан на вопрос: «Сколько он имеет в команде людей?» - отвечал: «Налицо 9 человек, то есть 13 EMBED Equation.3 1415команды, остальные в карауле». Сколько в карауле?
В одном ящике было 10 фунтов леденцов. Продали 13 EMBED Equation.3 1415 фунта. Сколько осталось?
Путешественник в первый день проехал 13 EMBED Equation.3 1415 всего намеченного пути. Сколько осталось ему проехать, если намеченный путь составляет 140 верст?

Вопрос: Как можно изменить условие задачи, чтобы ее можно было отнести к задачам на данную тему?

Самостоятельное решение задач №1 и №3 (с последующей проверкой)

Ученики, быстро справившиеся с заданием, могут решить вторым способом.

4. «Покрутимся» вокруг задачи.
Учитель: Ребята, в те далекие времена приходилось писать книги от руки. К сожалению листы порой терялись, заливались чернилами, и приходилось восстанавливать текст.

Задание классу.
Восстановите краткую запись задачи по ее решению.

80 * 13 EMBED Equation.3 1415 = 8

80 * 13 EMBED Equation.3 1415 =20


3) 80 – (8+20) = 52

2) Сформулируйте условие задачи.
3) Предложите второй способ решения.
4) Как изменится условие задачи, если изменить ее решение на следующее:

80 * 13 EMBED Equation.3 1415 = 8

(80 – 8) * 13 EMBED Equation.3 1415 = 18

80 – (8 + 18) =54

5) Измените условие задачи, чтобы решение задачи осталось прежним, но теперь
задача была бы на проценты.
Числовой тест
Найдите закономерность расположения чисел в первых двух строках и заполните пустую клетку таблицы
Вариант №1
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
90
45

13 EMBED Equation.DSMT4 1415
60
36

13 EMBED Equation.DSMT4 1415
180



Вариант №2
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
24
8

13 EMBED Equation.DSMT4 1415
48
36

13 EMBED Equation.DSMT4 1415
120



Творческое задание
Вариант №1 Составить задачу, которая решается делением 24 на 13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Вариант №2 Составить задачу, которая решается умножением 200 на 13 EMBED Equation.DSMT4 1415

Подведение итогов
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Что интересного было на уроке?

Задание на дом
№689, 690, 691(г)
Задание по желанию: Решить задачи №1 - №3 из «Арифметики! Л.Ф. Магницкого (на стенде «Сегодня на уроке»). Прочитать и рассказать одноклассникам о жизни Л.Ф. Магницкого.


13 EMBED Equation.3 1415



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native