Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковского Федорино горе


Тема: К. Чуковский «Федорино горе».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов при изучении произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».
Задачи формирования УУД.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- формировать нравственно-этические ориентиры.
Регулятивные:
- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;
- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные:
- формировать умение устанавливать аналогии;
- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.
Коммуникативные:
- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;
- учить контролировать свои действия в классе;
- воспринимать различные точки зрения.
Планируемые результаты:
Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация;
На доске: "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный." И.АндрониковСЛАЙД 1
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
СЛАЙД 2
2. Постановка темы и цели урока.
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.
СЛАЙД 3
3. Проверка дом. задания- Что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 130 л. со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)
-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный” (чтение одним учеником, хором)
- Как вы понимаете слово – неиссякаемый?
Толковый словарь Ожегова: неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия.
- Блистательный? Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности.
- Подберите синонимы к слову блистательный. (великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный)
- Праздничный? Синонимы- радостный, счастливый, оживлённый, ликующий.
СЛАЙД 4
- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.
- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)
- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)
- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?
- Д/з было по выбору: выучить отрывок из “Путаницы” или стих-е “Радость”, или придумать свою путаницу.
Проверка (несколько человек)
4. Продолжение работы над темой урока
- К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.
Помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
- Какие ещё сказки К.И. вы знаете?
- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?
РАЗМИНКА
Что купила муха на базаре? (Самовар)
Что подарили мухе блошки? (Сапожки)
Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - МойдодырКто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце
На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - ТараканищеКто поджег море? (лисички)-Путаница
Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)
Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха
Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон
Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница
Работа в группах. Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. Проверка:
СЛАЙД 5
1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)
СЛАЙД 6
2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)
СЛАЙД 7
3) Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)
СЛАЙД 8
4) Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица (Доктор Айболит)
СЛАЙД 9
5)Долго-долго крокодил
Море синее тушил (Путаница)
СЛАЙД 10
6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд (Тараканище)
ФИЗМИНУТКА
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
-Прочитайте загадку К. Чуковского, отгадайте её. (Зеркало)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Как вы думаете какое произведение мы будем читать на уроке? Чему будем учиться?
СЛАЙД 11
5. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе”
- Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как создавалось это произведение:
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
- Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?
Словарная работа.
Сито – предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.
Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Прусаки – прусак: рыжий таракан.
Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".
Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).
Федора:
"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Чтение учителя до окончания сказки. со стр.21
6. Анализ содержания.
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
(Федора, посуда.)
- Как ведут себя эти предметы?
(Как люди)
- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).
- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К. И. Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К. И. Чуковский говорит об убегающей посуде.
стр. 13.
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется?
Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
Работа с иллюстрациями..- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник).
- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?
7. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?
Выполнение теста. У каждого из вас на парте лежат карточки, положите их, пожалуйста, перед собой. Давайте выполним небольшой тест.
Тест.
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна;
Б) Федора Егоровна;
В) Елизавета Васильевна.
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) корова;
Б) свинья;
В) коза.
3.Как скакали тарелки?
А) как зайцы;
Б) как белки;
В) как кенгуру.
4.Кто остался в доме у Федоры?
А) тараканы;
Б) кошки;
В) попугай.
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи; Б) пела тихую песню.
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью;
Б) на подоконнике;
В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".
СЛАЙД 12
8. Дом. заданиеС.13-22 выразительное чтение сказки, в тетрадь выписать слова и названия посуды, которые вам непонятны, попробовать их объяснить.
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
- Спасибо всем за урок!
СЛАЙД 13
(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 130 л. со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)
-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный”

Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота.
Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Пошла муха на базар
И купила самовар
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд.
Тест.
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна;
Б) Федора Егоровна;
В) Елизавета Васильевна.
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) корова;
Б) свинья;
В) коза.
3.Как скакали тарелки?
А) как зайцы;
Б) как белки;
В) как кенгуру.
4.Кто остался в доме у Федоры?
А) тараканы;
Б) кошки;
В) попугай.
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи; Б) пела тихую песню.
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью;
Б) на подоконнике;
В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.