Перспективный план на тему: «Интерактивные групповые методы обучения на уроках истории и обществознания»


МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Перспективный план
профессиональной деятельности
учителя истории и обществознания
Салимовой Рамили Муфасимовны
Тема: «Интерактивные групповые методы обучения на уроках истории и обществознания»

«Успех – всегда преодоление, преодоление связано с мотивацией, мотивация – с интересом, интерес – с потребностью, потребность – с волей», - такую цепочку правил для творческого учителя дает В.М. Лизинский.
Мотивы, к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня, как учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «современного человека»
Работа над темой начата в 2015 – 2016 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2020 – 2021 учебном году.
Обоснование выбора темы
Условия возникновения данной проблемы. 
   С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.
Актуальностьь выбранной темы является то, что: воспитание, полученное учеником, закончено, достигло своей цели, когда ученик настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.
Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Правильно кто-то из мудрецов сказал: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно всю жизнь оставаться хорошим учеником. Это самое важное в работе учителя.» В этом я полностью убедилась, основываясь на мой многолетний опыт работы с учащимися. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом, учителю следует постоянно работать над совершенствованием своего мастерства, овладевать современными педагогическими технологиями и методиками обучения.
Цель:
повышение педагогического мастерства учителя с учетом требований ФГОС второго поколени;
обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей истории и обществознания;
совершенствование существующих и внедрение новых интерактивных форм, методов и средств обучения;
Задачи:
формировать положительную учебную мотивацию учеников, повышать качество обучения;
поощрять стремление обучающихся к творческому поиску, поддерживать и
направлять их творческий потенциал;
заинтересовать учеников в собственной исследовательской деятельности;
формировать исследовательскую компетентность обучающихся;
разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Источники, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
Ожидаемые результаты
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию.
Успешное участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской и проектной деятельности.
Совершенствование профессиональной компетенции педагогов.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную практику
Личные данные:
Фамилия, имя, отчество Салимова Рамиля Муфасимовна
Образование высшее, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Восточная экономико-юридическая гуманитарная акакдемия", присуждена квалификация историк, преподаватель истории по специальности "История" год окончания- 2008г.
Специальность учитель истории
Должность учитель, классный руководитель
Педагогический стаж 34 года
Квалификационная категория I квалификационная категория
СВЕДЕНИЯ
О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ, ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ
Квалификационная категория I кв.к
Дата последней аттестации 30.12.2011 г.
Прохождение курсов повышения квалификации
№ п/п Наименование проблемы, темы, программы дополнительного профессионального образования
Наименование образовательного учреждения (подразделения) дополнительного профессионального образования Длительность (количество часов) Сроки
прохождения
1 Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева» 72 с 23 ноября по 29 ноября 2013 г
2 Реализация ФГОС основного общего образования в обучении истории и обществознанию
ФГБОУ ВПО "Набережночелнинский институт соц.-пед. технологий и ресурсов" 108 2013 г.
3 Дополнительная профессиональная программа «Программа курсов повышения квалификации управленческих и педагогических работников по распространению образовательных практик ведущих щкол на основе деятельностного подхода и принципах школьно-университетского партнерства» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы 72 06.10 по 20.11 2014 г
4 Дополнительная профессиональная программа «Семьеведение» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»
108 с 15.12 по 20.12 2014 г.
5 "Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в условиях введения ФГОС "
ФГАОУ ВО Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования курсы повышения квалификации учителей истории
108 с 22 02.по 1103. 2016 г

Направления работы по самообразованию в рамках избранной темы:
Вид разработки Срок Отметка о выполнении
Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы
1. Изучение нормативных источников, связанных с государственным законодательством в области образования (законы, положения, директивы, приказы, рекомендации)
2.Изучение научно-педагогических источников, связанных с современными достижениями в области современной теории и практики общей и прикладной педагогики
3.Изучение научной и методической литературы в своей предметной области
4.Изучение материалов периодической печати в области образования
5.Изучение передового педагогического опыта учителей-новаторов, опыта коллег
регулярно
регулярно
2016-2017 г.
регулярно
регулярно Информационно-технологические технологии
1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии.
регулярно Охрана здоровья
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. регулярно Практический выход изучения данной темы:
Вид разработки Срок Отметка о выполнении
1. Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах.
2. Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
3. Разработка пакета учебных материалов в электронном виде (паспорта кабинета, комплекта тестовых заданий и  др.)
4.  Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы.
май, 2016 г.
октябрь-декабрь, 2016 г.
регулярно
один раз в учебный год Показ мастер-класса «Интерактивные методы обучения школьников на уроках истории и обществознания» на курсах повышения квалификации учителей истории: "Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в условиях введения ФГОС " при ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования курсы повышения квалификации учителей истории – 2016 г. - Сертификат регистрационный №006192.
ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ» Участие в семинарах для педагогов школ «Деятельностный подход к модернизации образовательной среды с учетом своеобразия социально-педагогического контекста современных школ»
март, 2016 г участник регионального семинара
Открытый педагогический Форум «Новая школа-2018», издательство «Школьная Пресса» 2018-2021 гг Всероссийский педагогический форум «Педагогический Олимп». Малая академия наук «интеллект будущего» в рамках программы Интеллектуально-творческий потенциал России!
2019-2020 гг. Всероссийский фестиваль «Открытый урок» Издательский дом «Первое сентября» раз в три года Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Родной край: история и современность 2017 г, 2019 г., 2020 г публикация статьи «Братские могилы советским воинам, погибших в период битвы под Москвой» (Сертификат печатной статьи)
Место, время и форма представления результатов работы над избранной темой:
Мероприятие, форма представления результатов Сроки Результат
Участник Всеросийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦТИ им. К.Д.Ушинского «Новое образование» тема экспериментального исследования «Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания» (Рук-ль Жихарева Н.В.)
2016-2018 гг. разработка методических творческих разработок уроков, мероприятий и т.п.;
предоставление проекта по выбранной теме
Республиканский конкурс «Мультимедийный урок» в номинации «Лучший урок среди предметов гуманитарного цикла» апрель 2017 г Составление банка
цифровых образовательных ресурсов по истории и
обществознанию
ГАПОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА», региональная инновационная площадка. Направление инновации - «Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов,и средства обучения »
2016-2019 гг представление творческой разработки, подготовить конспекты уроков по выбранному направлению  (новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль) для согласования с научным руководителем, апробации и демонстрации на педагогических кафедрах .
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взглядв будующее». регулярно публикация статьи «Возможности курса отечественной истории в гражданском воспитании школьников»
Проект "Инфоурок" - каждую неделю приглашает на бесплатные вебинары по различным общепедагогическим и узкотематическим направлениям.
2016 г. участие в вебинарах
Оформление наработанных материалов по теме самообразования:
Форма представления результатов
Сроки Отметка о выполнении
1.Проведение открытых уроков в рамках работы ШМО, ГМО, семинарах и т.п.
2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, олимпиадах. (КИТ).
3. Участие в работе сетевого сообщества портала http://videouroki.net/4.Знакомство с  методом проектов  как одним из новых технологий обучения информатике и ИКТ.
5. Участие в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
6. Проведение мониторинга уровня сформированности предметных компетентностей учащихся школы.
7. Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «АРТ-СЦЕНАРИЙ»
регулярно раз в год
регулятно
регулярно
апрель, 2017 г.
ноябрь, 2016 г Республиканский конкурс «Педагог-мастер»
Номинация «Мастер-класс элективных курсов дополнительного образования» - (благодарственное письмо)
Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания (Рук-ль Жихарева Н.В.) Проект «Школьный музей, как средство гражданско– патриотического воспитания школьников в условиях внедрения ФГОС»
2017 -2021 гг Международная научно-практическая конференция
Эволюция гуманистической мысли в творчестве Р.Фахреддина
ежегодно Всероссийский конкурс «Свободная конкуренция будущее России»
ежегодно благодарственное письмо
Информационно-технологические
технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии. Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. регулярно
 

В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных групповых методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся должны включаится в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивных групповых методов на уроках истории и обществознания помогают выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решение.
Таким образом, через интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый в носит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивное методы обучения на уроках истории и обществознания благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Список использованной литературы
Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003
Короткова М. В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2003г.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1. Никишина И. В. Инновационные педагогически етехнологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008. Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: Сентябрь, 2008.
Статьи
Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта/ Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - N 9. - С. 10-20.
Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5. - С. 16-24.
Анофрикова С.В. Электрические явления: Обучающая программа в рамках технологии "деятельностный подход" // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2003.- N11, 15,19. - С. 2.
Арламов А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 27-30.
Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.