Методический комплект(без эталонов ответов к тестовому заданию) по МДК 03.01Основы реаниматологии


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
специальность Сестринское дело
Очная форма обучения по программе базовой подготовки
ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
МДК 03.01.Основы реаниматологии
Тема 1. «Оказание доврачебной помощи при неотложных и терминальных состояниях»
Практическое занятие №1
Братск 2016г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК №
Протокол заседания № _____
от «___»____________ 20__ г.
Председатель _______________
(ФИО)
Разработчик (и): Гаврилова Н.Н. преподаватель ОГБП ОУ БМК
Тема: Оказание доврачебной помощи при неотложных и терминальных состояниях. Элемент метода «круглый стол».
Продолжительность занятия – 270 мин
Применение элемента технологии метода «круглый стол» - это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющих закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы. У учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысль, аргументировать и отстаивать принятое самостоятельно решение. Также в практическом занятии присутствуют элементы ролевого тренинга. Учащиеся многократно отрабатывают практические навыки и умения. Данный метод формирует эмоционально-волевую устойчивость, внутреннюю готовность в решении заданных проблем и поддерживать профессиональные навыки и умения.
Цель занятия:
.
Учебная:
Сформировать знания о причинах возникновения асистолии, фибрилляции желудочков.
Знать особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации у взрослых и детей.
Уметь оказывать неотложную доврачебную помощь при неотложных состояниях: утопление, асфиксии, поражении электрическим током.
Знать характеристику биологической смерти.
Знать особенности оказания неотложной доврачебной помощи при утоплении, асфиксии, поражении электрическим током.
Развивающая:
Повысить устойчивый интерес к будущей профессии.
Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе.
Создать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ.
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Способствовать развитию у обучающихся профессиональной наблюдательности, сознательности, логического и клинического мышления; способности самостоятельно принимать решения.
Воспитательная:
Научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Воспитывать у обучающихся ответственное отношение к своим обязанностям, доброжелательное и внимательное отношение к пациентам;
3. Научить нести ответственность за результаты своей работы.
В результате изучения темы студент должен:
иметь практический опыт:

уметь:
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
знать:
- причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
- алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
Должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Должен владеть профессиональными компетенциями:
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Методическое оснащение занятия:
Материально – техническое оснащение: фантом для проведения СЛР, таблицы.
Раздаточный материал: методическая разработка для студентов.
Место проведения: кабинет «Пропедевтика клинических дисциплин»
Литература для подготовки:
Основная литература:
1 Зарянская В.Г. «Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей», Ростов - на - Дону, Феникс, 2013г.
Дополнительная литература:
1. Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии « Пропедевтика клинических дисциплин», Ростов/н Дону, 2015г
2. «Анестезиология и реаниматология», учебник для вузов, под руководством профессора О.А. Долиной, 2002г.
План занятия
1.Вводная часть - 30 минут.
Организационный момент.
Мотивация занятия.
Контроль исходного уровня знаний.
2.Основная часть - 190 минут.
- Изучение дополнительного материала.
- Самостоятельная работа студентов.
3.Заключительная часть - 50 минут.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент:
Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды – халат, шапочка, сменная обувь. Отметка отсутствующих. Готовность к занятию дневника. Объявление темы и цели занятия.
Мотивация занятия:
С древнейших времён человечество пыталось выяснить, что такое смерть и как оживить человека. Латинское слово reanimation - в переводе означает (одушевление), а по существу - оживление.
Реаниматология - наука, изучающая причины смерти, стадии процессов умирания и разрабатывает методики восстановления функций жизненно важных органов. Попытки проведения оживления осуществлялись ещё в 5000 давности. Речь шла об оживлении «ртом ко рту». В 16 веке Парацельс предложил использовать меха для проведения вдуваний. В 18 веке наука шагнула вперёд в изучении процессов умирания, а в 19-20-ом столетии были разработаны теоретические основы клинической реаниматологии профессором Мухиным Е.О., Пирогов Н.И.- великий русский хирург впервые разработал топографическую анатомию, проводил экспериментальную разработку методов наркоза и многое другое. Профессор Кулябко А.А. в 1902 году - восстановил деятельность сердечной мышцы через 19 часов после остановки сердца, доказав способность сердечной мышцы к сохранению автоматизма. Реаниматология очень важная наука - продолжает развиваться, совершенствоваться, тем самым способствует сохранению жизни большему количеству людей. Своевременная диагностика терминальных состояний и оказание реанимационных мероприятий при неотложных состояниях одна из основных целей медицины, созданная для спасения человеческой жизни.
Контроль исходного уровня знаний
Проводится устный индивидуальный опрос для выявления исходного уровня знания темы:
Дайте определение реанимации.
Реанимация - это комплекс мероприятий направленный на замещение, поддержание и восстановление жизненно важных функций организма.
Виды реанимации.
Базовая, специализированная и квалифицированная.
Терминальные состояния.
Это состояние крайней степени угнетения жизненно важных функций организма до полного их прекращения, под воздействием чрезвычайных раздражителей.
Причины возникновения терминальных состояний.
Причинами развития терминальных состояний могут быть: нарушение водно-солевого баланса, поражение электрическим током, операционная травма, ожоги с большой площадь и глубиной поражения.
Охарактеризовать терминальные состояния:
Предагональное - сознание нарушено, пациент резко заторможен, акроцианоз, ногтевые ложе синие. Зрачки умеренно расширены, реакция на свет сохранена, пульсация на периферии отсутствует, присутствует только на центральных артериях (бедренной, сонной), по характеристике слабого наполнения и напряжения. АД систолическое 70-60мм.рт.ст.
Нарушения дыхания проявляются выраженной одышкой, бледностью, угнетением сердечной деятельности, угнетается мышечный тонус, угнетаются рефлексы.
Агония- сознание отсутствует, зрачки умеренно расширены, реакции на свет нет, кожные покровы землистого цвета, холодные наощупь, пульсация нитевидная на центральных артериях, АДсистолическое-0, патологический тип дыхания , мышечная атония( арефлексия)- произвольный акт мочеиспускания и дефекации, температура тела снижается. Длится от нескольких секунд до нескольких часов.
Терминальная пауза - характеризуется отсутствием дыхательной и сердечной деятельности в течении 2 - 3минут.
Клиническая смерть- отсутствие сердечной и дыхательной деятельности. Обратимый процесс.
Признаки - сознание отсутствует, зрачки расширены, на свет на реагируют, сохраняется влажность слизистых глаз, полости рта ,пульсация отсутствует, непроизвольный акт дефекации и мочеиспускания.
Продолжительность клинической смерти 5–6 минут. На продолжительность клинической смерти может влиять температурный фактор (воздействие низких температур). В этом случае время клинической смерти увеличивается. ( до 10 – 12 минут).
Биологическая смерть – это…:
первыми от гипоксии гибнут клетки коры головного мозга, затем гибнут другие мозговые структуры. Через 2 часа погибают органы и ткани.
Биологическая смерть - необратимое состояние.
Дать характеристику ранним и поздним признакам биологической смерти.
К ранним признакам биологической смерти можно отнести симптомы «плавающей льдинки» - помутнение роговицы, симптом «кошачьего зрачка» - при надавливании поперечном с обеих сторон на глаз, зрачок приобретает форму кошачьего.
К поздним, которые возникают через 1,5- 2 часа можно отнести: трупное окоченение (спастическое сокращение скелетных мышц, и трупные пятна (скопление крови в отлогих местах при соприкосновении с поверхностью)).
Назовите виды утоплений.
«Истинное», рефлекторно - асфиксический тип, рефлекторно - синкопальный тип.
Основная часть
1. Студенты знакомятся с приложением №1 «Терминальные состояния».
Преподаватель предлагает студентам внимательно изучить данное приложение и законспектировать в дневники основные аспекты.
2. Преподаватель проводит опрос студентов по теме, применяя элемент технологии «круглого стола». В результате этого студенты могут дополнять ответы других, обсуждать совместно наиболее трудные вопросы.
2.1 Учащиеся знакомятся с приложением №2 « Принципы проведения базовой сердечно – лёгочной реанимации».
2.2 Преподаватель демонстрирует на фантоме проведение базовой СЛР и методику удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
2.3 Студенты, разбиваются на группы (по 2 человека) пользуясь алгоритмами, самостоятельно отрабатывают проведение базовой СЛР и методику удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.2.4 Совместно с преподавателем студенты решают ситуационные задачи.
2.5 Студенты прослушивают реферат, подготовленный учащимся.
Заключительная часть
1. Проводится для студентов итоговый тест-контроль.
2. Разбор проблемных вопросов:
3. Совместно с преподавателем заполнение и разбор фрагмента рабочей тетради.
4. Подведение итогов:
- выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;
- рекомендации по дальнейшему углублению знаний по теме;
- оценивание работы студента на практическом занятии.
Домашнее задание по теме: Оказание доврачебной помощи пациентам терапевтического профиля
Вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:
Особенность проведения диагностики при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе.
Оказание неотложной доврачебной помощи при сердечно-сосудистой патологии.
Развитие гипертонического криза, клинические проявления(проблемы пациента).
Особенности течения приступа бронхиальной астмы по степени тяжести.
Клинические проявления острых аллергозов, принципы оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Литература для подготовки:
Основная: Зарянская В.Г. «Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей», Ростов - на - Дону, Феникс, 2013г.
Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии
Дополнительная литература:
Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии « Пропедевтика клинических дисциплин», Ростов/н Дону, 2015г
«Анестезиология и реаниматология», учебник для вузов , под руководством профессора О.А. Долиной, 2002г.
Приложение№1
Терминальные состояния.
В результате воздействия внешних и внутренних чрезвычайных раздражителей, наступает резкое угнетение жизненноважных функций организма, вплоть до полного прекращения их деятельности. Крайняя степень угнетения жизненно важных функций организма называется терминальным состоянием.
Причины развития терминальных состояний: травма (лучевая, механическая, операционная), острая кровопотеря, нарушение водно-солевого баланса, остановка сердца рефлекторная.
Виды терминальных состояний.
Предагональное - сознание нарушено, пациент резко заторможен, акроцианоз, ногтевые ложе синие. Зрачки умеренно расширены, реакция на свет сохранена, пульсация на периферии отсутствует, присутствует только на центральных артериях (бедренной, сонной), по характеристике слабого наполнения и напряжения. АД систолическое 70-60 мм.рт.ст. Нарушения дыхания проявляются выраженной одышкой, бледностью, угнетением сердечной деятельности, угнетается мышечный тонус, угнетаются рефлексы.
Агония- сознание отсутствует, зрачки умеренно расширены, реакции на свет нет, кожные покровы землистого цвета, холодные наощупь, пульсация нитевидная на центральных артериях, АДсистолическое-0, патологический тип дыхания, мышечная атония (арефлексия) - произвольный акт мочеиспускания и дефекации, температура тела снижается. Длится от нескольких секунд до нескольких часов.
Терминальная пауза - характеризуется отсутствием дыхательной и сердечной деятельности в течении 2-3 минут.
Клиническая смерть - отсутствие сердечной и дыхательной деятельности. Обратимый процесс.
Признаки - сознание отсутствует, зрачки расширены, на свет не реагируют, сохраняется влажность слизистых глаз, полости рта, пульсация отсутствует, непроизвольный акт дефекации и мочеиспускания.
Продолжительность клинической смерти 5-6 минут. На продолжительность клинической смерти может влиять температурный фактор
(воздействие низких температур). В этом случае время клинической смерти увеличивается. (до 10 - 12 минут).
Биологическая смерть. Характеристика.
Биологическая смерть - первыми от гипоксии гибнут клетки коры головного мозга, затем гибнут другие мозговые структуры. Через 2 часа погибают органы и ткани. Биологическая смерть - необратимое состояние.
Признаки: отсутствие сознания, дыхания, сердечной деятельности, зрачки расширены, на свет не реагируют, слизистые глаз и полости рта сухие, тусклые.
К ранним признакам биологической смерти можно отнести симптомы «плавающей льдинки» - помутнение роговицы, симптом «кошачьего зрачка» - при надавливании поперечном с обеих сторон на глаз, зрачок приобретает форму кошачьего.
Существуют поздние признаки биологической смерти. К ним относят: появление трупных пятен ( через 1,5- 2 часа) после смерти - это скопление крови в нижних отделах тела, имеют сине - фиолетовое или багрово-фиолетовое окрашивание. Также к поздним признакам биологической смерти относят трупное окоченение( спастическое сокращение скелетных мышц, препятствующее пассивным движениям в суставах), трупное разложение (наступает в поздние сроки, проявляется разложением и гниением тканей).
Внезапная остановка сердца.
Существует несколько механизмов прекращения насосной деятельности сердца. К ним относятся асистолия, фибрилляция желудочков, так называемое неэффективное сердце. Последнее понятие собирательное, под ним понимаем прогрессирующую сердечную недостаточность с постепенной дилатацией (расширение) сердца, истощение его сократительной способности.
Причины: Гипоксия, гиперкапния различной этиологии, психоэмоциональное возбуждение, болевой синдром, раздражение сердца и рефлексогенных зон, острая кровопотеря, нарушение сердечного ритма, тампонада сердца, ранения сердца, ТЭЛА, электротравма, отравления, нарушение функций внешнего дыхания, поражение центров регуляции ССС, анафилактический шок, осложнения при введении лекарственных средств.
Асистолия - характеризуется полным прекращением сокращений желудочков. Может возникнуть рефлекторно и постепенно. Чаще остановка сердца происходит в фазе диастолы.
Фибрилляция - это хаотичные , разрозненные, разновременные сокращения отдельных мышечных пучков, что приводит к потере способности сердца совершать координированные движения.
Приложение №2
Принципы проведения базовой сердечно-лёгочной реанимации .
СЛР реанимация у детей и взрослых.
Реанимация- это оживление.
СЛР проводится в 3 этапа:
1 этап- на месте происшествия, оказывается теми, кто находится рядом с пострадавшим и называется базовой.
2 этап- реанимация специализированная, оказывается бригадами скорой медицинской помощи, с использованием лекарственных средств, механических, а также реанимабилей. В данном случае пострадавшему ставят предварительный диагноз.
3 этап- реанимация квалифицированная, в отделении реаниматологии. Здесь идёт проведение диагностических процедур, для установки окончательного диагноза. С последующим лечением до полного выздоровления.
Тактика проведения базовой СЛР у взрослых.
Сердце занимает большую часть пространства между грудиной и позвоночником в нижней части грудной клетки, кровь, находящаяся в его полостях, выталкивается в сосуды большого и малого круга кровообращения.
После прекращения давления на грудину грудная клетка расправляется, и кровь вновь заполняет сердце. Таким образом, непрямой массаж сердца создаёт искусственное кровообращение.
Необходимо проведение диагностики клинической смерти (определение пульса, дыхания, осмотр зрачков). Далее пострадавшего надо перенести на твёрдую поверхность, рывком освободить область грудной клетки от одежды, расстегнуть ремни. Затем проводим прекардиальный удар кулаком в область нижней трети грудины (2 поперечных пальца выше мечевидного отростка грудины) с расстояния 20-30 см. После нанесения прекардиального удара вновь необходимо проверить пульсацию на сонных артериях, если пульс отсутствует, приступаем к закрытому массажу сердца. Ножной конец пострадавшего желательно приподнять на высоту 20-25 см, человек оказывающий помощь, располагается сбоку. Основание ладони одной руки кладёт на нижнюю треть грудины, а ладонь второй руки располагает на тыльной поверхности нижней ладони перпендикулярно к ней. Пальцы не должны касаться грудной клетки.
Давление на грудину осуществляется выпрямленными в локтях руками, используя тяжесть собственного тела. Компрессий должно быть не менее 100 в минуту (30:2). Продавливания грудной клетки не должны превышать 4-6 см.
Затем приступаем к следующему этапу СЛР. Необходимо пострадавшему провести тройной приём Сафара (нельзя, если предполагают травму в шейном отделе позвоночника). Максимально разогнуть голову пострадавшего назад, затем вывести нижнюю челюсть вперёд, и открыть рот.
Внимательно осматриваем ротовую полость на наличие инородных тел, снимаем съёмные протезы, удаляем рвотные массы, слизь салфеткой. Для предотвращения попадания инфекции, при проведении искусственной вентиляции лёгких, реанимирующему необходимо пользоваться воздухопроницаемой салфеткой. Объём вдуваний для взрослого человека составляет около 1 литра. Методы проведения ИВЛ: «изо рта в рот», «изо рта в нос» (если имеется травма в области нижней челюсти). Через каждые 3-5 минут проверяем эффективность реанимации.
Критерии контроля реанимации при проведении реанимационных мероприятий.
При массаже сердца отмечается пульсация на сонных артериях синхронная с массажем сердца. При проведении ИВЛ хорошо видна экскурсия грудной клетки.
Критерии эффективности реанимации.
Эффективная реанимация продолжается до приезда скорой медицинской помощи или до появления признаков биологической смерти.

Фибрилляция желудочков 1. Закрытый массаж сердца с частотой 100 компрессий в минуту.
2. ИВЛ доступным способом - соотношение массажных движений и вдувания воздуха 30:2, (обеспечить проходимость дыхательных путей (прием Сафара, ввести воздуховод, ларинг.маску, интубация трахеи; санация дыхательных путей)
3. Как можно раньше дефибрилляция – 360Дж (монофазный) или 200 Дж (бифазный разряд)
( При невозможности немедленной дефибрилляции - прекардиальный удар)
- нет эффекта - п. 5
Катетеризировать центральную или периферическую вену
4. Адреналин по 1 мг. (1 мл.) в 10 мл NaCl 0,9% в/в каждые 3-5 мин. проведения СЛР.
5. Действовать по схеме:
Лекарство → массаж сердца и ИВЛ( в течении 2 мин=5циклов 2:30). → дефибрилляция 360 Дж(200Дж);
6. Кордарон 300 мг в 10 мл NaCl 0,9% в/в → дефибрилляция 360 Дж(200Дж);
7. - при отсутствии эффекта через 3-5 мин. повторить инъекцию Кордарон в дозе 150 мг → дефибрилляция 360 Дж;
8. Оксигенотерапия.
9. Госпитализировать после возможной стабилизации состояния. Восстановление и поддержание витальных функций
-катетеризация периф.вены;
-регистрация ЭКГ;
-ЭКГ-мониторинг;
Асистолия
(ЭМД) 1. СЛР: НМС+ ИВЛ в течении 2 мин. = 5 циклов 30:2
2. Подтвердить наличие асистолии по ЭКГ (более чем в одном отведении)
Катетеризировать вену.
3. Адреналин по 1 мг. (1 мл.) в 10 мл NaCl 0,9% в/в каждые 3-5 мин. проведения СЛР.
4. Нет эффекта продолжить СЛР( НМС+ ИВЛ) в течении 2мин. = 5 циклов 30:2
5. Устранить возможную причину асистолии (гипоксия, гипо- или гиперкалиемия, ацидоз, передозировка лекарств и т.д.).
6. Оксигенотерапия.
7. Госпитализировать после возможной стабилизации состояния…
Попытаться выяснить и устранить причину: ацидоз, передозировка лекарствами. -катетеризация периф.вены;
-регистрация ЭКГ;
-ЭКГ-мониторинг;
-
Алгоритм оказания неотложной медицинской специализированной помощи.
Сердечно-лёгочную реанимацию можно прекратить если:
при проведении выяснилось, что она не показана,
наблюдается стойкая асистолия, не поддающаяся медикаментозному воздействию или многократные эпизоды асистолии,
при использовании всех доступных методов нет признаков эффективной СЛР в течении 30 минут.
СЛР можно не начинать:
в терминальной стадии неизлечимого заболевания (если бесперспективность зафиксирована документально),
если с момента прекращения кровообращения прошло больше 30 минут,
при предварительно документированном отказе больного от СЛР.
Осложнения возникающие при проведении реанимации.
Неправильная глубина компрессий может привести к отрыву рёберных дуг.
Неправильная локализация постановки рук, а также прекардиальный удар может спровоцировать отрыв клиновидного отростка грудины.
Объём выдыхаемого воздуха, при проведении ИВЛ должен соответствовать объёму лёгких пострадавшего, иначе пострадавший получит частичный разрыв ткани лёгких ( баротравма).
Особенности проведения СЛР у детей.
Сердце у маленьких детей расположено несколько выше, чем у взрослых, точка нажатия на грудину находится под линией, соединяющей соски.
Контроль пульса у детей до года лучше проводить не на сонных артериях, а на плечевой, прижимая её к плечевой кости в средней трети плеча.
У детей время, отведённое на диагностику клинической смерти короче, чем у взрослых (мозг очень «страдает» без кислорода).
Поэтому СЛР необходимо начинать с тройного приёма Сафара, а затем ИВЛ (1:5). После вдувания, которое необходимо контролировать, чтобы не нанести баротравму, приступаем к непрямому массажу сердца.
Малышам до года можно применять «охватывающий» метод, при котором реаниматор со стороны спины охватывает грудную клетку ребёнка 4-мя пальцами с обеих сторон. Большими пальцами надавливает на середину грудины в точке ниже на 1 см линии сосков на глубину 1,5-2см.
Детям от 3-х лет до10-ти, производят компрессию основанием ладони одной руки с приподнятыми пальцами, продавливая грудину на 3см.
Прекардиальный удар детям до 7-10лет не наносят (в зависимости от конституции тела).
Алгоритм оказания неотложной медицинской специализированной помощи.
Фибрилляция желудочков 1. Непрямой массаж сердца (см. таблицу)
Как можно раньше: Дефибрилляция – 2 Дж/кг- при отсутствии эффекта дефибрилляция – 3Дж/кг,
- при отсутствии эффекта дефибрилляция – 3,5 Дж/кг.
- нет эффекта - п.3
2. Медикаментозная терапия:
Адреналин 0,01мг/кг или 0,1мл/кг при разведении 1мл 0,1%р-ра в 10 мл NaCl 0,9% (при отсутствии данных массы ребёнка доза разведенного раствора 1 мл/год)
3. Действовать по схеме:
- лекарство в/в - массаж сердца – ИВЛ, через 30 – 60 сек.
дефибрилляция – 3,5 Дж;
4.- Кордарон 5 мг/кг → дефибрилляция 3,5 Дж/кг
- при отсутствии эффекта через 3 мин. повторить инъекцию Кордарон 2,5 мг → дефибрилляция 3,5 Дж/к
5. Оксигенотерапия * У детей старше 14 лет при отсутствии дефибриллятора-применяется прекардиальный удар.
- катетеризация
периф.вены
- регистрация ЭКГ;
-ЭКГ-мониторинг;
Асистолия. 1. Если асистолия подтверждена в двух отведениях ЭКГ, выполнить п. 1, 2, 3 ,5, (см. фибрилляция желудочков).
2. При брадикардии:
Атропин по 0,01 мг/кг или 0,1мл/кг при разведении 1мл 0,1%р-ра в 10 мл NaCl 0,9% (при отсутствии данных массы ребёнка доза разведенного раствора 1 мл/год) через 3 – 5 мин до наступления эффекта или общей дозы 0,04 мг/кг
3. Устранить возможную причину асистолии (гипоксия, гипо- или гиперкалиемия, ацидоз, передозировка лекарств и т.д.).
4. Госпитализировать после возможной стабилизации состояния. Восстановление
витальных
функций.
-катетеризация
периф.вены
-регистрация ЭКГ;
-ЭКГ-мониторинг;
Тяжесть состояния пострадавших при утоплении зависит от исходного
состояния самого потерпевшего, температуры воды, температуры окружающей среды, от наличия психоэмоционального стресса, от травмы при падении в воду. Важно отметить утопление произошло в пресной или в морской воде.
Морская вода - гипертонический раствор - гиперкальциемия - гиперхлоремия - тёк лёгких (пена более густая) - отёк мозга.
Пресная вода - гипотонический раствор- гемолиз эритроцитов гипокальциемия – ОСН - отёк лёгких - отёк мозга.
В общем, независимо от состава воды аспирация ведёт к повреждению лёгочного эпителия, поэтому особенное значение имеет длительность аноксии и степень повреждения лёгких.
Неотложная помощь при утоплении.
Извлечь как можно быстрее из воды, освободить дыхательные пути от содержимого (при отсутствии сознания). Грудную клетку освобождают от
стесняющей одежды, детям проводят подъём за ноги, если не возможно, тогда пострадавшего укладывают на живот на согнутое колено и дожидаются вытекания воды из дыхательных путей, начинают проводить реанимационные мероприятия.
Если пострадавший в сознании, бледен, испуган, его следует согреть, переодеть в чистую сухую одежду, успокоить. При улучшении состояния можно надавливать на корень языка, вызвать рвоту. В любом состоянии пострадавший должен быть доставлен в стационар для дальнейшего наблюдения, чтобы избежать осложнений.
Алгоритм оказания неотложной медицинской специализированной помощи.


1. Обеспечение проходимости дыхательных путей:
-ИВЛ (любым доступным методом), интубация трахеи (по показаниям.)
-Оксигенотерапия 100% кислородом.
-Сердечно-легочная реанимация (по показаниям).
2. Медикаментозная терапия:
- ГЭК (Рефортан, Волювен, HE ASsteril,) 6 % 500мл или р-р - Глюкозы 5%-400мл.
- При возбуждении: -Диазепам (Реланиум, Седуксен, Сибазон) 0,5%-2-4мл в/в
- Натрия оксибат 80-100мг/кг в/в.
Борьба с отёком мозга и легких:
- Дексаметазон или Преднизолон 30мг/кг
Через 15 – 20 минут от начала кислородотерапии ввести антиоксиданты: Аскорбиновая кислота 5% - 0,3мл/10кгв/в3. Оксигенотерапия.
4. Госпитализация Восстановление и поддержание жизненно-важных функций организма
-катетеризация периф.вены;
-регистрация ЭКГ;
-контроль АД;
-пульсоксиметрия
Электрический ток поражает ЦНС, вызывает нарушение нервно-мышечной проводимости, что сопровождается развитием судорожного синдрома.
Местно электрический ток вызывает электроожоги. Проходя через тело человека вызывает ожоги внутренних органов, тканей. По ходу тока образуются тоннели, каналы заполненные газом. Возможно так же повреждение сосудов с развитием кровотечения. В месте контакта с током образуются сухие некрозы. Опасна такая травма и воспламенением одежды(термические ожоги).
Тяжесть состояния пострадавших зависит от силы тока, вида тока (переменный, постоянный), его частоты, длительности контакта с током и самого восприимчивого организма (люди старческого возраста, дети, лица с заболеваниями ССС, нервной системы, гипертиреоз в анамнезе, а также окружающая среда (влажность воздуха). Влажные кожные покровы легко проводят эл. ток, сухая кожа оказывает достаточное сопротивление и не повреждается до 60В. При напряжении в 220В повреждение кожных покровов возможно, более 500В сопротивлении кожи не имеет ни какого значения. Опасна эл. травма остановкой сердечной и дыхательной деятельности.
Поражение электрическим током - первая помощь пострадавшему
Даже незначительное на первый взгляд поражение электрическим током
является опасным для организма человека, так как последствия при поражении электрическим током на такие орган как легкие, сердце, нервная система, проявляются не сразу, а спустя некоторое время.
Первая помощь – мероприятия направленные на восстановление или сохранение здоровья и жизни потерпевшему. Ее оказывает тот человек, кто находится рядом с потерпевшим или сам потерпевший до прибытия медицинского персонала.
Степень тяжести поражения электрическим током зависит от пути протекания тока через организм человека, от величины напряжения электроустановки, от физического состояния человека, а также на сколько своевременно и качественно будет оказана первая медицинская помощь.
Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему
Освобождение пострадавшего от действия электрического тока.
Если вы стали свидетелем того, что человек попал под напряжение, прежде
всего, нужно как можно быстрее освободить пострадавшего от действия провод и не в состоянии самостоятельно разорвать контакт с электроустановкой.
Тяжесть поражения электрическим током напрямую зависит от продолжительности действия тока на организм. Для этого необходимо отключить электроустановку специально предназначенными для этого устройствами (выключателями, рубильниками, снятием предохранителей).
Если возможность быстрого отключения отсутствует необходимо с помощью подручных средств создать условия для быстрого отключения участка электроустановки с потерпевшим. Это могут быть набросы на ВЛ, перебивание топором кабеля или электропроводки, снятие предохранителей сухой ветошью и т.п.
При оказании первой помощи в электроустановках до 1000В для отделения пострадавшего от токоведущих частей допускается использование подручных средств не проводящих электричество (сухая доска, палка, канат). Возможно оттягивание пострадавшего за одежду
2. В электроустановках выше 1000В для оказании первой помощи пострадавшему, необходимо применять средства защиты, использовать диэлектрические перчатки и боты, с применением изоляционных штанг.

При этом нужно соблюдать правила собственной безопасности, человек который оказывает помощь, должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущими частями.
оценка состояния пострадавшего.
После того как пострадавший освобожден от воздействия травмирующего
фактора, необходимо оценить его физическое состояние. При оценке состояния необходимо обратить внимание на такие основные признаки:
- сознание: нормальное, нарушенное (заторможенное или возбужденное),
отсутствует;
- дыхание: нормальное, нарушенное (хрипящее), отсутствует;
- пульс: (определяется на сонных артериях): нормальный (определяется хорошо), нарушенный, отсутствует.
Определение характера травмы, которая создает наибольшую угрозу для жизни пострадавшего.
То есть, если человек находится без сознания и визуально видны также другие характерные травмы (перелом руки, кровотечение и т.п.) то в первую очередь необходимо приступать к мероприятиям позволяющие вернуть пострадавшего в сознание.
Проведение необходимых мероприятий по спасению пострадавшего.
Отсутствие или наличие сознания определяется визуально.
Если у пострадавшего отсутствует сознание, нужно вести контроль заего
дыханием, в случае если дыхание нарушится по причине западания языка,
необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Приводят пострадавшего в
сознания дав ему понюхать нашатырный спирт или обрызгав лицо холодной
водой.

Если пострадавший находится в без сознательном состоянии, у него не определяется пульс и отсутствует дыхание, нужно приступать к восстановлению жизненно важных функций организма путем проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Искусственное дыхание проводят, если пострадавший не дышит самостоятельно, или когда дыхание является нечастым и судорожным.
Поддержание жизненных функций пострадавшего до прибытия медперсонала.
Даже если у пострадавшего не проявляются ни какие признаки жизни (дыхание, пульс), нельзя считать его умершим, а необходимо продолжать оказывать реанимационные мероприятия до прибытия квалифицированного медицинского персонала.

6) вызвать медперсонал или самостоятельно организовать перевозку пострадавшего в лечебное учреждение.
Алгоритм оказания неотложной медицинской специализированной помощи.
Поражение Электрическим током 1. Устранение воздействия электрического током.
- сердечно-легочная реанимация (по показаниям)…
2.Противошоковая терапия:
- адекватное обезболивание:
Кеторолак 30мг в/в, или Трамадол 5%-2мл или
Фентанил 0,005 %-2мл( возможна комбинация+Дроперидол 2-4мл (под контролем АД).
При гиповолемии :
NaC l0,9% – 500-1000 мл. в/в капельно
-ГЭК (Рефортан, Инфукол, Волювен, HEASsteril,) 6% 500 мл в/в капельно.
3. Симптоматическая терапия:
-При судорожном синдроме:
-Диазепам (Реланиум, Седуксен, Сибазон) 0,5% - 2-4мл (10-20 мг) в 10 мл NaCl 0,9% в/в медленно (скорость Пе 3мл/мин.)
.- При нарушении ритма, по алгоритму помощи при аритмиях.
4. Асептическая повязка на ожоговые раны.
5. Транспортная иммобилизация при механических повреждениях.
6. Оксигенотерапия 2-4 л/мин(увлажнённый кислород).
7. Госпитализация (носилки).
Все пострадавшие должны быть госпитализированы, поскольку даже в отсутствие явных последствий электротравмы больной нуждается в дополнительном обследовании (ЭКГ и др.) и наблюдении
(в отдалённом периоде сохраняется опасность остановки кровообращения и развития серьезных нарушений со стороны ЦНС). Коррекция
витальных
функций,
профилактика
осложнений.
Купирование болевого синдрома.
Стабилизация показателей гемодинамики.
-катетеризация периф.вены;
-регистрация ЭКГ;
-ЭКГ-мониторинг;
-контроль АД;
-пульсоксиметрия;
Решение ситуационных задач на тему «Неотложные состояния».
Задача №1
Из реки извлечён человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствует, тоны сердца не выслушиваются, зрачок максимально расширен, на свет реакции нет. Расскажите о последовательности экстренных медицинских мероприятий.
Задача №2
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, экскурсии грудной клетки нет, пульс на сонной артерии не прощупывается.
Как установить в какой фазе умирания организма находится пострадавший?
Задача №3
Идущий впереди Вас человек внезапно вскрикнули упал, видимые судорожные подёргивания конечностей к моменту Вашего приближения к нему прекратились. При осмотре виден зажатый в его руке свисающий с электрического столба провод. Какова последовательность оказания экстренной медицинской помощи в данной ситуации?
Задача № 4
Через 30 минут после начала комплекса сердечно-лёгочной реанимации самостоятельная сердечная деятельность и дыхание не возобновились. Зрачки широкие, симптома «кошачьего глаза» нет. О чём свидетельствует обследование больного? Как Вы поступите в данной ситуации?
Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Задача №1
Определить признаки биологической смерти и если их нет, создать «дренажное положение». Начать проводить СЛР. Определять критерии эффективности реанимационного комплекса на каждые 3-5минут. Обеспечить вызов на место происшествия реанимационной бригады.
Задача №2
Определить наличие признаков биологической смерти (высыхание роговичной оболочки глаз, симптом «кошачьего глаза», наличие трупного окоченения, наличие трупных пятен); при их наличии обеспечить вызов на место происшествия бригады СМП и правоохранительных органов.
Задача № 3
Соблюдая правила личной безопасности устранить воздействие электрического тока на организм пострадавшего. По показаниям приступить к проведению СЛР. Действовать по алгоритму экстренной медицинской помощи при «внезапной смерти».
Задача №4
Отсутствие признаков сужения зрачка при проведении реанимационного комплекса в течение 30 минут, как кардинального критерия эффективности его, свидетельствует о начале биологической смерти организма. Реанимационные мероприятия в данной ситуации необходимо прекратить в виду опасности развития «социальной смерти» в результате декортикации.
Приложение №5
Тема : «Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях».
Выберите один правильный вариант ответа.
Тестовый контроль
I вариант.1. Назовите препарат, вводимый внутрисердечно при внезапной асистолии:
изадрин
кордиамин
дроперидоладреналин
раствор соды
2. Для оказания неотложной помощи при стенокардии применяется:
дибазол
папаверин
коргликонкордиамин
нитроглицерин
3. Положительный эффект после приема нитроглицерина следует ожидать:
через 2-3 мин.
через 3-4 мин.
через 5-6 мин.
через 7-8 мин.
через 9-10 мин.
4. Средняя продолжительность действия нитроглицерина при сублингвальном его применении составляет:
5 мин.
10 мин.
20 мин.
30 мин.
40 мин.
5. Для острого инфаркта миокарда характерно:
боль за грудиной, проходящая после приема нитроглицерина
боль длительностью не более 20 мин.
стабильное АД
резкая головная боль
резкая давящая боль за грудиной, не купирующаяся коронаро спазмолитиками
6. Одной из причиной ОИМ является:
тромбоз коронарных артерий
порок сердца
миокардит
сифилис
ревматизм
7. Для купирования болевого синдрома при ОИМ являются эффективными:
антибиотики
спазмолитики
гормоны
нитропрепаратынаркотики
8. Какой препарат применяется для нейролептаналгезии?
нитроглицерин
промедолталамоналтекодиномнопон
9. Осложнения острого периода инфаркта миокарда - это:
гипертонический кризис
порок сердца
кардиогенный шок
хроническая недостаточность кровообращения
пневмония
10. Основной симптом кардиогенного шока - это:
приступ удушья
аритмия
резкое снижение АД
полиурия
отеки нижних конечностей
11. Метод нейролептаналгезии применяется при:
лечении отека
пневмонии
неукротимой рвоте
острой стадии инфаркта миокарда
астматическом статусе
12. При гипертоническом кризисе наблюдается:
головная боль
низкое АД
дизурия
отеки на ногах
аритмия
13. Для снижения АД применяются:
клофелин
адельфандопегитфуросемид
все ответы верны
14. Препарат, наиболее эффективный при судорожном варианте гипертонического криза является:
дроперидолпентаминаминазинв/в дибазол
обзидан
15. Симптомы сердечной астмы - это:
боль в грудной клетке
одышка с затрудненным вдохом
сухие хрипы над легкими
выделение вязкой мокроты
головная боль
II вариант
1. Приступом сердечной астмы может осложняться:
плеврит
ревматоидный полиартрит
хронический гепатит
острый бронхит
гипертоническая болезнь
2. При отеке легких в качестве экстренной медицинской помощи применяется:
валидол
атропина сульфат
аскорвитэуфиллин
лазикс
3. Показанием для назначения мезатона является:
наличие болевого синдрома
сохранение гипертензии
возникновение тахикардии
возникновение желудочковой экстрасистолии
наличие артериальной гипотонии.
4. Срочной госпитализации в специализированное отделение подлежат группы больных, кроме одной:
больных с явными осложнениями ОИМ
при подозрении на ОИМ
при не осложненной стенокардии
при частых приступах стенокардии
при нестабильной стенокардии
5. Для клинической смерти в остром периоде инфаркта миокарда характерны все симптомы, кроме одного:
отсутствие сердцебиения
сужение зрачков
цианоз или бледность
клонические и тонические судороги
отсутствие спонтанного дыхания
6. При синусовой тахикардии ЧСС в покое обычно не превышает:
30-50 в мин.
100-130 в мин.
200-220 в мин.
170-180 в мин.
180-200 в мин
7. Назовите препарат, вводимый внутрисердечно во II период СЛР при внезапном прекращении кровообращения:
изадрин
адреналин
норадреналин
кордиамин
обзидан
8. При каком напряжении электротока сопротивление сухой кожи не играет существенной роли при электротравме?
220 В400 В
больше 500 В
9. Какой вид электротока более опасен для человека?
переменный
постоянный
аккумуляторный
10. Что необходимо вводить обязательно при оказании ЭМП при поражении электротоком?
антиаритмические препараты
обезболивающие препараты
антигистаминные препараты
11. Не специфическое действие электротока на организм это:
фибрилляция сердца
судороги
механические травмы
12. При электротравме иммобилизация накладывается:
при наличии переломов
обязательно на конечность с метками тока
всегда при наличии судорожного синдрома
13. Основные клинические проявления при поражении электротоком первой степени:
судороги мышц с потерей чувствительности, боль в месте контакта, потери сознания нет
потеря сознания, нарушения чувствительности, жизненно важные органы и системы не нарушены
потеря сознания с нарушениями жизненно важных систем
14. С чего нужно начинать оказание ЭМП при электротравме:
с комплекса «АВС»
с проведения ИВЛ
с прекращения действия электротока
15. Какая опасная зона вокруг упавшего на влажную землю электропровода для возникновения «шагового напряжения»?
10 м
20 м
5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность Сестринское дело
Очная форма обучения по программе базовой подготовки
ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
МДК 03.01.Основы реаниматологии
Тема 1.Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Практическое занятие №1
Братск 2016 г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК №
Протокол заседания № _____
от «___»____________ 20__ г.
Председатель _______________
(ФИО)
Разработчик (и): Гаврилова Н.Н. преподаватель ОГБП ОУ «БМК»
Тема: Оказание доврачебной помощи при неотложных и терминальных состояниях
Продолжительность занятия - 270 минут
Цель занятия:
Применение технологии метода «круглый стол» - это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющих закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы. У учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысль, аргументировать и отстаивать принятое самостоятельно решение. Также в практическом занятии присутствуют элементы ролевого тренинга. Учащиеся многократно отрабатывают практические навыки и умения. Данный метод формирует эмоционально-волевую устойчивость, внутреннюю готовность в решении заданных проблем и поддерживать профессиональные навыки и умения.
Учебная:
Сформировать знания о причинах возникновения асистолии, фибрилляции желудочков.
Знать особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации у взрослых и детей.
Уметь оказывать неотложную доврачебную помощь при неотложных состояниях: утопление, асфиксии, поражении электрическим током.
Знать характеристику биологической смерти.
Знать особенности оказания неотложной доврачебной помощи при утоплении, асфиксии, поражении электрическим током.
В результате изучения темы студент должен:
иметь практический опыт:

уметь:
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
знать:
- причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
- алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
Должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Должен владеть профессиональными компетенциями:
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Методическое оснащение занятия:
Место проведения: кабинет «Пропедевтика клинических дисциплин»
Литература для подготовки:
Основная литература:
1. Зарянская В.Г. «Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей», Ростов - на - Дону, Феникс, 2013г.
Дополнительная литература:
1. Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии « Пропедевтика клинических дисциплин», Ростов/н Дону, 2015г
2. «Анестезиология и реаниматология», учебник для вузов, под руководством профессора О.А. Долиной, 2002г.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент: преподаватель проверяет внешний вид студентов, отмечает отсутствующих, предлагает учащимся открыть дневник и записать тему и цель занятия
Мотивация занятия:
С древнейших времён человечество пыталось выяснить, что такое смерть и как оживить человека. Латинское слово reanimation - в переводе означает (одушевление), а по существу - оживление.
Реаниматология - наука, изучающая причины смерти, стадии процессов умирания и разрабатывает методики восстановления функций
жизненно важных органов. Попытки проведения оживления осуществлялись ещё в 5000 давности. Речь шла об оживлении «ртом ко рту». В 16 веке Парацельс предложил использовать меха для проведения вдуваний. В 18 веке наука шагнула вперёд в изучении процессов умирания, а в 19-20-ом столетии были разработаны теоретические основы клинической реаниматологии профессором Мухиным Е.О., Пирогов Н.И.- великий русский хирург впервые разработал топографическую анатомию, проводил экспериментальную разработку методов наркоза и многое другое.
Профессор Кулябко А.А. в 1902 году - восстановил деятельность сердечной мышцы через 19 часов после остановки сердца, доказав способность сердечной мышцы к сохранению автоматизма.
Реаниматология очень важная наука - продолжает развиваться, совершенствоваться, тем самым способствует сохранению жизни большему количеству людей. Своевременная диагностика терминальных состояний и оказание реанимационных мероприятий при неотложных состояниях одна из основных целей медицины, созданная для спасения человеческой жизни.
Контроль исходного уровня знаний
Ответьте на вопросы преподавателя для выявления исходного уровня знания темы:
Дайте определение реанимации.
Виды реанимации.
Терминальные состояния
Причины возникновения терминальных состояний
Охарактеризовать терминальные состояния
Биологическая смерть – это…
Дать характеристику ранним и поздним признакам биологической смерти.
Назовите виды утоплений
Основная часть
1. Студенты знакомятся с приложением №1 «Терминальные состояния». Преподаватель предлагает студентам внимательно изучить данное приложение и законспектировать в дневники основные аспекты.
1.1 Преподаватель проводит опрос студентов по теме.
2. Учащиеся знакомятся с приложением №2 « Принципы проведения базовой сердечно-лёгочной реанимации».
2.1 Следите за демонстрацией преподавателем проведения базовой СЛР и методикой удаления инородных тел из верхних дыхательных путей на фантоме.
2.2 Распредилитесь по парам и пользуясь алгоритмами, отработайте проведение базовой СЛР и методику удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
2.3 Совместно с преподавателем решите ситуационные задачи.
2.4 Прослушайте реферат, подготовленный учащимся.
Заключительная часть
1. Проводится для студентов итоговый тест-контроль.
2. Разбор проблемных вопросов.
3. Совместно с преподавателем заполнение и разбор фрагмента рабочей тетради.
4. Подведение итогов:
- выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;
- рекомендации по дальнейшему углублению знаний по теме;
- оценивание работы студента на практическом занятии.
Домашнее задание по теме: Участие медсестры в санитарно-просветительской работе среди населения
Вопросы для подготовки к следующему практическому занятию: Оказание доврачебной помощи пациентам терапевтического профиля
Вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:
Особенность проведения диагностики при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе.
Оказание неотложной доврачебной помощи при сердечно - сосудистой патологии.
Развитие гипертонического криза, клинические проявления (проблемы пациента).
Особенности течения приступа бронхиальной астмы по степени тяжести.
Клинические проявления острых аллергозов, принципы оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Литература для подготовки:
Основная: Зарянская В.Г. «Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей», Ростов - на - Дону, Феникс, 2013г.
Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии
Дополнительная литература:
2. Барыкина Н.В. Диагностика в хирургии « Пропедевтика клинических дисциплин», Ростов/н Дону, 2015г
3. «Анестезиология и реаниматология», учебник для вузов , под руководством профессора О.А. Долиной, 2002 г.