Доклад на тему Нетрадиционные уроки чтения в начальных классах

Н

Термин «инновации» распространился в речевой среде 90г. в связи с появлением большого количества новых программ, учебников, пособий,
методик, рекомендаций по изменению курсов и предметов.
Латинское «in» означает «внутри», «novatio» - «обновление», «изменение», англ.innovation – нововведение.
Инновации как педагогические технологии внутри обновленного учебно-
воспитательного процесса привлекает сегодня внимание всех, кто заботится о будущем подрастающего поколения. Надо искать новые подходы к решению традиционных задач начального образования для
того, чтобы (приносить проф.) способствовать развитию и успешному
обучению младших школьников, чтобы чувствовать профессиональное
удовлетворение.
Я хочу рассказать о нетрадиционных уроках чтения, которые я провожу
на уроках читательской самостоятельности. В своей работе использую
региональную, авторскую программу по чтению «Детская литература в
начальных классах» (издана ТОИПКРО в 1993 и 1995г.г.), которая разработана с опорой на теорию формирования читательской самостоя-
тельности профессора Н.Н.Светловской и органически развивает законо-
мерности становления читателя – младшего школьника.
Работая по новой программе, имею свободу в выборе произведения для
урока. Больше стало возможности реализовать свою личность в препода- вании, нет жесткой регламентации в ходе урока. Нравится нацеленность
на конечный результат.
Конечным результатом уроков детской литературы является читательская самостоятельность учащихся. По новой программе вместо прежнего
классного чтения проходят уроки чтения детской литературы, а бывшие
уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя-
тельности (ч/с). Но не в смене названий дело. Эти два типа урока разли-
чаются целевыми установками и комплексом задач, а также степенью самостоятельности учащихся в работе.
На уроке чтения детской литературы ведущей является обучающая цель, велика руководящая роль учителя в организации читательской деятель-
ности, а на втором типе уроков, в соответствии с названием, многие виды работ учащиеся выполняют самостоятельно: составляют рассказы о книгах, которые рассматривали, готовятся к восприятию нового произведения, ставят цель чтения, задают вопросы по тексту, подвергаются тестированию и учатся самостоятельно делать обобщения по прочитанному.
Хочу поподробнее рассказать об особенностях уроков ч/с.
На прежнее внеклассное чтение эти уроки похожи тем, что учебным ма-
териалом на них служат детские книги и журналы. Но новое в их использовании то, что выбирает книгу для чтения учитель или учитель и
ученики в результате коллективного обсуждения темы урока.
Что читать в начальной школе? Надо сохранять в детском чтении все
то, что соответствует специфике детского восприятия, что способствует нравственному и патриотическому воспитанию, расширению умственного
кругозора детей.
Формируя круг чтения первоклассников надо выбирать в основном такие
типы книг, как картинки, игрушки, малышки, раскраски, театр, т.к. они более всего доступны начинающим читать самостоятельно. В круг чтения
обязательно входят малые жанры фольклора: песенки, потешки, игровые
стихи, загадки, сказки о животных и детях, пословицы и приметы. Из до-
полнительных хрестоматий используются книги для первоклассников
О.В.Джежелей «Светлячок», « Подскажи словечко».
Для чтения в первом классе выбираются только любимые темы. К ним относятся «О начале школьной жизни»:
А.Барто – «Мама или я?» , « По дороге в класс.» ; С.Михалков – «Чистописание»; В.Берестов – «По дороге в школу»; В.Голявкин – «Как
я боялся?»; Л.Толстой – «Филиппок»; А.Пантелеев – «Буква ты»;
В.Осеева – «Синие листья» и «Три товарища», прочитывается целый сборник стихов для первоклассников петербургского поэта М.Яснова
«Праздник Букваря».
К любимым относится тема «Чудеса и волшебство»; читаются сказки
«Снегурочка», «Два Мороза»; загадки о природе; рассказ Н.Носова –
«Живая шляпа», В.Осеевой – «Волшебное слово», В.Бианки – «Медведь-
музыкант»; литературные сказки «Городок в табакерке» - В.Одоевского,
«Дудочка и кувшинчик» - В.Катаева, «Сказка о глупом мышонке» и как ее
продолжение «Сказка об умном мышонке» С.Маршака; сказки К.Чуковского и Н.Носова.
С удовольствием читают на тему: «Игры, занятия, труд детей, семья»,
рассказы Н.Артюховой, В.Осеевой, В.Драгунского, Н.Носова, Е.Пермяка,
стихи А.Барто, Е.Благининой, Н.Матвеевой, Д.Хармса. Они осваивают
традиционные темы «О друзьях – животных и картины природы»:
И.Соколов – Микитов – «Под частой елочкой», И.Токмакова – «Деревья»,
И.Суриков – «Белый снег пушистый», С.Михалков – «Мой щенок»,
Е.Чарушин – «Страшный рассказ».












Урок читательской самостоятельности в первом классе
строится так:
В первом полугодии – это 25-минутное занятие от урока обучения грамоте, которое называется «Встреча с книгой». Букварь убирается в портфель, и на чистой парте появляется новая тонкая детская книжка. Если нет книги для каждого ученика, то, к сожалению, бывает одна на двоих. Второй вариант работы: используется и одна книга, с которой работает учитель. Такова особенность этого периода обучения.
За 25 минут занятия проводится вводная беседа (3 – 5 минут), чтение
Произведения учителем (5 – 7 минут), проверка восприятия (5 минут),
коллективное учебное рассматривание новой книги (5 – 6 минут),
рекомендации по самостоятельной работе с книгами (2 -3 минуты).
Цель этих занятий обучать первоклассников элементам самостоятель-
ности.
Второе полугодие – предполагает полный урок в 40 – 45 минут.
Цель: организовать «чтение» картинок, как развитие умения предполагать
содержание, как развитие устной речи, развивать умение извлекать содержание книги из оформления.

1. Раздача книг – коллективок. Рассматривание обложки. Поиски трех
ориентиров содержания. Ориентир первый – иллюстрация. Ориентир
второй – заглавие. Ориентир третий – фамилия автора. Выставляется
на доске карточка с фамилией автора. Слышали раньше ее? Что пишет?
Прочитайте полное имя автора. О чем писал этот автор? Что нового
прочтем у него сегодня? Дополнительные ориентиры. Что еще узнали
о книге? (Для дошкольников, серия «Для маленьких») Может не будем
знакомиться с книгой, раз она для маленьких?(Раньше читали взрослые
для детей, а теперь можно самим прочесть).

2. «Чтение» книги по картинкам.
Учитель: рассмотрев обложку, вы уже начали догадываться о содержа-
нии книги, даже не открыв ее. Теперь будем листать, но читать содер-
жание пока будем по картинкам.

3. Обобщение.
Учитель: Кому понравился наш рассказ? Чем? Кто нарисовал картинки
в книге? Найдите слово, говорящее, что мы читали.

4. Самостоятельное чтение детьми.
Перепроверка, сочиненного учащимися, произведения. Обнаруженные
расхождения обсуждаются: почему так подумали мы? Как придумал
автор?

5.Тестирование по книге.
Ответы на вопросы в одно слово.

6. Обобщение.
Полные развернутые ответы.
- С какой новой книгой познакомились и как? Какова главная мысль?
Чему произведение может научить людей?

7. Задания на дом: рекомендация – найти дома в книге для чтения
произведение на такую же тему, самостоятельно ее прочесть и
подготовиться рассказывать в классе.

Круг чтения учащихся второго класса значительно расширяется и строится на принципах учета тематического и жанрового многообразия
детской литературы. Программой определены примерно 15 тем совре-
менного детского чтения и столько же жанров, которые в течение года
и составляют разнообразие понедельного чтения.
В одну неделю проходит тематическое чтение об осени, при этом читают
стихи, очерки, сказки и рассказы, а на обобщающем уроке еще и загадки
и приметы. В другую неделю – внимание уделяется какому – либо жанру:
например, проходит сказочная неделя, в третью – поэтическая.
Затем вновь организуется тематическое чтение и т.д.
Такое планирование по принципу однородного материала для чтения
способствует формированию у учащихся литературных представлений
без специального изучения теории предмета. Учащиеся различают стихи
и прозу, народные и литературные (авторские) сказки, правильно называют жанры.
Разнообразие источников чтения дают и уроки фольклора. Особое отношение надо формировать к стихам, которые требуют чуткости в
восприятии языка, проводятся поэтические уроки, минутки, конкурсы.
В первом классе больше внимания уделяли разным типам детских книг, их рассматриванию; во втором – углубляется работа над произведением,
текстом. Теперь книга, как объект читательской деятельности, рассматри-
вается 2ми с называнием служб: обложка, иллюстрация, титульный лист,
аннотация, предисловие, содержание (оглавление). Эти термины в течение
первого полугодия второго класса фиксируются на словарных карточках,
а запоминаются постепенно, по мере того, как дети еженедельно учатся
составлять рассказ о новой книге по результатам ее самостоятельного
рассмотрения.

Урок читательской самостоятельности во втором классе
бывает раз в неделю, имеет закономерную структуру из трех этапов:
- работа с книгой;
- работа с произведением;
- обобщающая беседа.
Многие приемы читательской деятельности, которые ранее проходили
под наблюдением и только при помощи учителя, переходят в разряд умений. Например, дети готовятся к восприятию текста и обязательно
предвосхищают содержание, настраивают себя на чтение. Помогают
в этом размышления над заголовком, описание иллюстраций второклас-
сники ведут самоанализ текста, учатся ставить вопросы в некоторой системе: О чем это произведение? Кто герои? Что с ними произошло?
Какими словами автор выразил главное? Сколько в произведении частей?
и т.д. Дети не знают теории литературы, но практически они осваивают
систему произведения, которую составляют всегда константные компонен-
ты: тема, проблема, сюжет, образы, жанр, композиция, язык, идейный смысл – то есть их восемь, а учитель следит в ходе урока за целостностью
анализа: если дети не поставили вопрос по какому – то компоненту произ-
ведения, то он дополняет беседу своими вопросами и стремится раскрыть
перед детьми самые яркие достоинства содержания и формы художест-
венного или научно – познавательного произведения.
Второклассники любят самостоятельно читать по памятке «3 п», которую
использовали в первом классе и которая помогает им понимать себя, как
читателей. С 3х букв «п» начинаются слова, характеризующие основные
процессы полноценного восприятия произведения: представляй, пережи-
вай, понимай то, что читаешь. Учащиеся раскрывают особенности своего
воображения, памяти, чувствования, мышления. Учитель отмечает точные,
яркие и оригинальные ответы, рассуждает наравне с учащимися, корректно
выражая свои оценки и суждения, по – дружески поддерживая любой
ответ. Только так и можно прийти к эстетическому восприятию произведе-
ния, которое отличает личностный подход.

Урок читательской самостоятельности во втором классе:

1. Работа с выставкой книг.
Почему эти книги собрались на выставке? Эти книги на уроках не читали.
Вывод о приключенческом характере книг. Приключения – необычные
события, часто фантастические.

2. Самостоятельное рассмотрение книги
с целью ее охарактеризовать. Выслушиваются выступления детей. (В ру-
ках книга – сборник, в ней короткие рассказы, их написал автор. Книга
состоит из? (частей). Из аннотации узнаем? )

3. Упражнение: анализ оглавления.
Прочитайте с титульного листа содержание книги. Что рассказали вам
заголовки?

4. Работа с предисловиями.
Найдите предисловие. Зачем оно в книге? (читает ученик). Что узнали?
Каким представили..? Как говорил о себе? Что? – Предлагаю проверить
эту мысль чтением его рассказов.

5. Самостоятельное чтение произведений учащихся с предварительным
рассматриванием рисунков. Дети работают в паре, друг другу расска-
зывая содержание иллюстраций и обсуждая заголовок. Вдвоем выбира-
ют, какой рассказ читать, читают в парах, поочередно.

6. Контрольные вопросы.
Что понравилось? Чем запоминаются?

7. Коллективное чтение.
Что смешного?

8. Обобщение.
Прочитайте слова на доске, какое относится к нашему герою. Учитель
обобщает жанр.

9. Перспективное домашнее задание на неделю: прочитать сколько
захочется, и подготовить пересказ хотя бы одного.

Круг чтения учащихся в третьем классе формируется так, чтобы познакомить детей с классическими произведениями отечественной
и зарубежной литературы, о детях и для детей по принципам углубления
проблематики чтения и по монографическому. Эти подходы готовят 3-ов
к изучению литературы в среднем звене школы.

Урок читательской самостоятельности в третьем классе
является показателем обученности детей по чтению. Он демонстрирует
наличие сформированных читательских умений, навыков, знание несколь-
ких десятков книг, эмоционально – эстетическое восприятие текстов, а
также достаточный уровень общего и литературного развития учащихся.
В идеале каждый выпускник начальной школы, все 40 минут урока чита-
тельской самостоятельности, может работать с книгой самостоятельно.

Проверка читателей к концу второго полугодия третьего класса:

Самостоятельное рассмотрение книги учащимися.
Обычно на это уходит 5 – 6 минут, которые включают чтение – рассматривание вводных листов книги и постраничный обзор содержания.

2. Выступление учащихся с характеристикой книги.
- Это научно – познавательная книга с рассказами. В ней нет цветных
картинок, есть рисунки и фотографии. На них изображены? По оглавле-
нию можно установить - ? В книге - ? (частей), в оглавлении они отделе-
ны - ? Из аннотации мы узнали - ? – Мы обратили внимание - ? Книга
большая -? Чего в ней много - ?- Что узнали об авторе - ?

3. Самостоятельная постановка чтения.
- За урок эту книгу не успеть прочесть. Но из отдельных рассказов можем
больше узнать об авторе и о том, куда он ездил, где жил и т. д.

4. Выборочное дифференцированное чтение отдельных глав книги по
индивидуальному плану учащихся.
Ответы на вопрос учителя: Что ты выбрал читать?

5. Самоанализ прочитанного.
Учащиеся рассказывают друг другу о прочитанном. Они дополняют друг
друга, обсуждают факты. В моменты диспута опять вступает учитель, как
равноправный, но более квалифицированный читатель.

6. Обобщение.
Учащиеся подводят итоги работы, отмечают, что понравилось на уроке,
чем понравилась книга, что в ней особенного и что будут читать дома.

7. Самостоятельный выбор материала для домашнего чтения, запись перспективного задания по чтению в дневники.

После таких уроков у учащихся можно наблюдать читательскую самостоятельность. Это личностное свойство, качество читателя, который знает, что делать с книгой, оставшись с ней один на один. Он работает без помощи учителя или при минимальной его поддержке в необходимых случаях (и не потому вмешивается учитель, что ученик чего–то не умел, а потому, что мал жизненный опыт детей и из–за этого можно что-то неправильно понять), без посредников соблюдает все необходимые три этапа в работе с книгой: знает, что делать до чтения, в процессе чтения и после прочтения. Он реализует полученные на уроках чтения детской литературы умения, разумно делает выбор, понимает цель общения с данной книгой,осознанно читает.
Читательская самостоятельность, сформированная в начальных классах-
надежный фундамент, который поможет ученику получать дальнейшее
образование.

















"Нетрадиционные уроки чтения."






учитель: Дурнева С.П.