Методическая разработка Нетрадиционные уроки истории


Нетрадиционные уроки истории, их задачи и педагогические возможности.
В современных условиях ученые и учителя-практики уделяют серьезное внимание поиску наиболее эффективных приемов обучения, новых нетрадиционных форм построения уроков.
Целью данной работы является показать и охарактеризовать роль и место нетрадиционных уроков, их разновидности и полезность в процессе обучения, доказать, что нетрадиционные уроки должны занимать достойное место в процессе изучения истории наряду с уроками обычных типов.
В настоящее время накоплен достаточно богатый арсенал нестандартных форм уроков: уроки-конкурсы (КВН, викторина, турнир, эстафета, дуэль, кроссворд, смотр знаний, аукцион, клуб знатоков и др.); уроки-драматизации (спектакль, утренник, посиделки, исторические гостиные и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме (ролевые игры, деловая игра, урок-сказка); уроки, имитирующие публичные формы общения (митинг, диалог, репортаж, рецензия, интервью, читательская конференция, телепередача, телемост, устный журнал, «живая газета» и др.); уроки-путешествия (заочная экскурсия, поездка, панорама, встреча, экскурсия в прошлое или будущее и т.д.); уроки, в которые трансформировались традиционные формы ведения (урок-лекция, зачет, семинар, консультации и др.).
Каковы же педагогические возможности этих уроков? Какое место наряду с другими формами занятий они могут занимать в учебном процессе?
Одна очень важная возможность таких уроков — они могут стать средством формирования интереса к учению. Но это не освобождает нестандартный урок от реализации дидактических, развивающих и воспитательных задач. Поможет ответить на поставленные выше вопросы классификация нетрадиционных уроков.
Выделяются девять различных групп нестандартных уроков, которые классифицируются по названиям и педагогическим возможностям:
— уроки в форме соревнований и игр;
— уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике;
— уроки, основанные на нетрадиционной организации материала;
— уроки, напоминающие публичные формы общения;
— уроки, опирающиеся на фантазию;
— уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий;
— интегрированные уроки;
— уроки, на которые перенесены известные формы внеклассной работы;
— уроки, в рамках которых трансформированы традиционные способы их организации.
Также существует классификация на основе двух признаков: первый — характер отбора средств для проведения урока и организации средств в рамках урока; второй — его педагогические возможности.
В первую группу объединяются уроки, которые отличаются нетрадиционным подходом к отбору и организации учебного материала. Она включает интегрированные уроки, которые строятся путем объединения содержания материала по нескольким предметам в один урок, например, литература — история, история — язык. Педагогические возможности данных уроков таковы: они позволяют устанавливать межпредметные связи и, тем самым, способствуют более глубокому, разностороннему и прочному усвоению учебного материала, развивают логическое мышление обучающихся, позволяют сделать материал уроков более разнообразным, что повышает интерес обучающихся к предмету. Интегрированные уроки могут включаться в учебный процесс как в качестве текущих, так и в качестве повторительно-обобщающих.
К первой группе относятся уроки-панорамы, главная цель которых — проследить и подтвердить основные ведущие понятия, идеи и закономерности учебного курса. Урок-панорама может быть вводным в новой теме или разделе. Тогда на нем содержание организуется таким образом, чтобы гипотетически обозначить основные ведущие положения, которые предстоит изучить. Главное в таком уроке — четко представить перспективу изучения темы, заинтересовать обучающихся в ней. Чаще уроки-панорамы используются как повторительно-обобщающие, на них выделяются основные положения и путем свободной организации материала эти положения подтверждаются и доказываются. Такие уроки способствуют систематизации изученного материала в сознании обучающихся, развитию мышления.
Во вторую группу нетрадиционных уроков объединяются те, которые отличаются от обычных использованием нестандартных, оригинальных методов, средств и приемов обучения. К ним относится урок-ролевая или деловая игра. Методика таких уроков достаточно хорошо отработана. Отработаны методики уроков-лекций и уроков-семинаров, применяемых в учебном процессе со старшими школьниками. И те, и другие располагают значительными развивающими возможностями. Урок-лекция на этапе усвоения нового материала позволяет представить его обучающимся крупными целостными блоками, с ясно выраженной логической конструкцией. Семинар развивает самостоятельное мышление обучающихся.
Урок-исследование можно отнести к числу проблемных уроков, так как он позволяет обучающимся проследить процесс «рождения» знаний от постановки целей, формулировки гипотезы до получения и проверки результатов.
Урок-дискуссия строится путем создания ситуации познавательного спора, который вызывает повышенный интерес к теме урока, активизирует деятельность обучающихся. Главным при организации такого урока является выбор темы, которая становится темой дискуссии.
К третьей группе относятся те урока, которые существенным образом меняют позицию и характер деятельности обучающихся на уроках, предельно их активизируя. Это уроки-интервью и репортажи, которые могут использоваться при изучении отдельных тем на уроках истории.
В четвертую группу объединяются уроки, главной целью которых является проверка уровня усвоения учебного материала. Это смотры знаний, эстафеты, КВН, викторины и др. Общие признаки всех перечисленных уроков — наличие элемента соревновательности, который чрезвычайно привлекает обучающихся, особенно младшего и среднего возраста.
К пятой группе отнесены те уроки, нестандартность которых проявляется в их внешнем оформлении. Это исторические гостиные, в рамках которых можно сделать обзор жизни и деятельности исторического деятеля; уроки-экскурсии и уроки-путешествия. Они позволяют заинтересовать обучающихся в материале и полнее показать связь изучаемого с жизнью, стимулируют творческое воображение, развивают фантазию обучающихся.
В заключении хочется отметить, что нетрадиционные уроки способствуют повышению интереса к предмету, делают более свободными и раскрепощенными обучающихся на уроке, развивают мыслительную деятельность обучающихся, способность сравнивать и анализировать исторические события, давать им свою оценку. Но, вместе с тем, не следует злоупотреблять такими видами уроков, так как это может просто надоесть обучающимся, нужно чередовать обычные уроки с нетрадиционными.