Театрализованная деятельность. Сюжетно-ролевой игра по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Театрализованная деятельность.
Сюжетно-ролевой игра по мотивам русской народной сказки «Колобок» (для детей средней группы)
Цель: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
закреплять ранее полученные знания детей о правилах поведения, общения в сюжетно-ролевой игре;
формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре;
закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах (театр);
развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа ситуаций;
развивать диалогическую речь, способствовать обогащению пассивного и активного словарей;
воспитывать культуру поведения и общения.
Атрибуты к игре: пригласительный билет; костюмы к инсценировке по сказке «Колобок»; маски персонажей игры; детские столы и стульчики, афиша; билеты на спектакль в форме разрезных картинок с изображением колобка, дедушки, бабушки, зайца, медведя, волка, лисы; декорация леса (деревья, грибы, пень, цветы); смайлики в виде колобка.
Словарная работа:  афиша, зрительный зал, антракт, незнакомец, правила общения, культура общения.
Методы и приемы: создание игровой обстановки, инсценирование сказки, беседа, выделение проблемной ситуации, моделирование ситуаций общения, элементы мозгового штурма, игра, рефлексия.
Предварительная работа:
изготовление афиши, билетов;
чтение сказки «Колобок»;
рисование по мотивам сказки «Колобок»;
сюжетно-ролевая игра «Театр»;
отгадывание загадок про животных;
рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;
занятия по правилам поведения и общения.
Педагогическая разработка плана игры:
Создание игрового момента с использованием пригласительного билета в театр.
Развивающее упражнение «Разрезные картинки».
Просмотр инсценировки сказки.
Беседа по содержанию сказки.
Выделение проблемной ситуации.
Элемент «мозгового штурма» с поиском решения ситуации.
Распределение игровых ролей с учетом интересов, пожеланий детей.
Разыгрывание ситуаций общения, предложенных детьми.
Анализ игры.
Рефлексия.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Ознакомление детей с планом игры. Педагог-психолог сообщает детям о плане игры: «Ребята, я знаю, что Вы очень любите сказки. Сегодня мы побываем в настоящем театре, где посмотрим спектакль, поразмышляем над его содержанием, поведением главного героя, сами станем участниками сказочной игры».
Создание воображаемой ситуации. Педагог-психолог показывает детям пригласительный билет: «Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришел пригласительный билет. Нас с Вами приглашают посетить театр. Но перед тем, как отправиться в театр, нужно вспомнить правила поведения в нем».
Дети озвучивают правила поведения в театре:
- Заходить в зрительный зал до начала спектакля.
- Во время спектакля не шуметь.
- Перед спектаклем выключать мобильные телефоны.
- Артистов встречать и провожать аплодисментами.
- Проходить к зрительному месту лицом к тем, что уже занял свое место.
- Во время антракта можно выйти из зала, посетить буфет.
Совместно с педагогом-психологом дети проходят к воображаемому зрительному залу, где выставлены декорации леса.
Развивающее упражнение «Разрезные картинки». Педагог-психолог сообщает: «На входе в зрительный зал каждый должен предъявить входной билет. Чтобы получить такой билет, Вы должны собрать разрезные картинки из нескольких частей. У каждого из Вас своя разрезная картинка. Картинки нам помогут отгадать, какой же спектакль мы будем смотреть.
Дети собирают разрезные картинки.
Краткая беседа:
- Ребята, какие персонажи спектакля у Вас получились? (бабушка, дедушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
- Какую же сказку мы будем с Вами смотреть? («Колобок»).
Мы с тобою в домик тихо постучим.
Бабушка накормит, - пироги в печи.
Дедушка расскажет нам про Колобка.
Как его однажды Баба испекла.
Педагог-психолог показывает детям афишу сказки «Колобок», предлагает детям занять места в импровизированном зрительном зале.
Инсценировка сказки «Колобок» (исполняют дети средней группы).
Беседа:
Ребята, откуда появился Колобок в сказке? (его испекла бабушка).
С кем встретился в сказке Колобок? (дети перечисляют зверей).
Что случилось в сказке с Колобком? (его съела лиса).
Почему так произошло? (колобок не послушался бабушку и дедушку, он общался с незнакомыми зверями, лиса его обманула).
Дети выявляют проблему: Колобок неправильно вел себя с незнакомыми.
Элементы мозгового штурма. Педагог-психолог предлагает детям придумать ситуации общения со зверями, при которых Колобок бы не пострадал.
Предполагаемые ответы детей:
- Не уходить без предупреждения взрослых из дома.
- Не хвалиться своим поведением перед незнакомыми.
- Общаться со зверями вежливо.
- Не разговаривать с незнакомыми.
- Подружиться со зверями.
- Не ходить одному по лесу, по незнакомому месту.
- При встрече с незнакомцами позвать на помощь.
Во время обсуждения педагог-психолог уточняет каждый вариант ответа.
Распределение ролей. Педагог-психолог уточняет желание детей исполнить ту или иную роль. Все роли достаются детям. В процессе игры педагог-психолог исполняет роль координатора и помощника, предлагая к исполнению ситуации из сказки.
Игра. В ходе игры дети разыгрывают ситуации из сказки:
общение с бабушкой и дедушкой, где бабушка и дедушка не оставляют без присмотра Колобка, рассказывают ему правила прогулки и общения;
общение со зверями;
призыв о помощи;
приглашение зверей погулять вместе.
Завершение игры. Педагог-психолог предлагает детям сформулировать правила поведения и общения.
Предполагаемые правила:
Взрослым не оставлять детей без присмотра.
Не общаться с незнакомцами.
Не находиться на улице одному.
Не доверять незнакомцам.
При возникновении чрезвычайной ситуации звать на помощь.
Рефлексия: Педагог-психолог предлагает детям выбрать смайлики в виде колобка с тем настроением, которое соответствует настроению детей в игре.



15