Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Усть-Удинский районный Дом детского творчества









Воспитательное дело
«Здоровый образ жизни.
Профилактика табакокурения»










Автор педагогической разработки:
Митюкова Любовь Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Усть-Удинского районного
Дома детского творчества
12 разряд II квалификационная категория








Усть-Уда 2011 год

Введение
В наше сложное и в экономическом, и в социальном планах время вредные привычки (к которым мы привычно относим курение, алкоголизм и наркоманию) усугубляют должное развитие подрастающего поколения. И само понятие «вредные привычки» оттесняется другим, более соответствующим сегодняшней действительности, - социально-негативные явления. То есть явления (уже процесс, а не просто привычка), несущие вред и отдельно взятому человеку, и обществу в целом.
Проводя занятие по профилактике социально-негативных явлений, следует учитывать возраст аудитории. Во-первых, большее внимание уделять здоровому образу жизни. Во-вторых, использовать больше иллюстративного, наглядного материала. В-третьих, давать информацию дозировано, но систематически. Таким образом, работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике социально-негативных явлений должна проводиться комплексно с использованием всех доступных образовательному учреждению средств и методов, на занятиях и во время воспитательных мероприятий.
Предлагаемая на конкурс педагогическая разработка используется на занятиях детского объединения Дома детского творчества «Общая физическая подготовка» на базе МОУ Юголукская СОШ. Она предназначена для обучающихся 7-8 классов. Качественное отличие данной разработки от других подобных мероприятий в том, что она представляет собой комплексное воспитательное дело. Оно включает в себя и информационно-лекционный материал, и игровой компонент, и тестовые методы для закрепления полученной информации, и экспериментальную часть, во время которой обучающиеся могут увидеть, что называется «изнутри», как сигарета воздействует на организм человека. И, следовательно, данное занятие подтолкнет ребят к размышлению, к самостоятельному анализу и курения в частности, и социально-негативных явлений в целом.
Цели и задачи
При разработке воспитательного дела мною ставились следующие цели:
1. Обучающая: сформировать первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;
2. Воспитательная: воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной гигиены;
3. Развивающая: способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
Для достижения данных целей необходимо решение задач:
профилактика социально-негативных явлений в детской и подростковой среде;
рассмотрение причин курения в подростковом возрасте;
рассмотрение последствий курения;
определение механизмов психологической защиты при прекращении курения;
определение преимуществ здорового образа жизни.
Место и срок проведения
Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения» разработано в апреле 2011 года. Занятие было проведено 15 октября 2011 года в кабинете химии МОУ Юголукская СОШ с группой детского объединения «Общая физическая подготовка». При проведении воспитательного дела использованы учебно-наглядные пособия: демонстрационный прибор для курения, схема «Путь струи воздуха».
Методика проведения
1. Актуализация знаний о вреде курения – работа с тестом «Что мы знаем о курении?».
2. Изучение нового материала о последствиях курения для растущего организма – рассмотрение схемы «Путь струи воздуха» (Приложение 1). Монологическое и диалогическое изложение информации. Организация исследовательского задания – обучающиеся получают знания в процессе химического опыта на демонстрационном приборе для курения (Приложение 2), составляют словесный портрет курильщика и делают самостоятельные выводы.
3. Закрепление материала. Формирование умений и навыков – проведение игры «Вы рискуете своими легкими» и «Органы-мишени» (Приложение 3). Метод алгоритмических предписаний: курение несет разрушение всем органам человека. Если вы хотите сохранить здоровье, не курите (Приложение 4).
Содержание педагогической разработки – воспитательного дела
«Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»
В начале занятия педагог сообщает тему и цель воспитательного дела. Затем с помощью теста «Что мы знаем о курении?» происходит актуализация знаний обучающихся о табакокурении и его вреде для организма человека. Педагог подводит обучающихся к мысли об их ответственности перед самими собой, окружающими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.
Тест "Что мы знаем о курении?"
При ответе на вопрос, напишите сбоку слова "Верно" или Неверно".
1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы "быть как все".
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, седает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.
Лист ответов для теста "Что мы знаем о курении?":
1. Верно. 2. Верно. 3. Неверно. 4. Верно. 5. Неверно. 6. Неверно. 7. Неверно. 8.Верно. 9. Неверно. 10. Неверно


Обучающиеся д/о «ОФП» отвечают на вопросы теста «Что мы знаем о курении?»
Что же происходит при курении табака? При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения, сердечнососудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.
Чтобы учащиеся поняли, как никотин проникает с дымом в организм человека, педагог
демонстрирует схему «Путь струи воздуха».
Схема «Путь струи воздуха»
При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие частицы.
После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею (дыхательное горло). Внутренняя поверхность трахеи также выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием, реснички которого находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита от механических, физических и химических воздействий. Отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому легкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиоли. По краям бронхиоль расположены легочные пузырьки альвеолы, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью. Под Легкими над желудком расположена диафрагма. Со слюной пары никотина заглатываются в желудок. Курильщик вдыхает дым через рот и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздражать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего зарождаются раковые клетки. По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиоль разрушительное воздействие никотина, смолы и других химических веществ усиливается. Один из вредных процессов происходит во время газообмена. Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой инфицирование и последующую их ампутацию.
Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут разорваться (как лопается чрезмерно надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удается убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено.
Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.
Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения.
При демонстрации химического опыта посредством прибора обучающиеся видят, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие. Для изготовления прибора используются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), стеклянная трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички.
В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать отверстие пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой сигарету. Завернуть крышку.
Сжав бутылку, выдавить из нее часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. Ватные шарики можно положить на дно бутылки. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.


Обучающиеся д/о «ОФП» проводят химический опыт

Результат химического опыта вызывает удивление обучающихся: ватный шарик, находившийся в трубке, пожелтел после эксперимента; на стенках бутылки выступили капельки смолы; ватные шарики внутри бутылки стали белее. То же самое происходит в легких человека, выкурившего сигарету.
Затем педагог предлагает составить словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табакокурения. Дело в том, что подростки в большей степени интересуются сегодняшним днем, а не тем, что с ними будет впоследствии. Поэтому описания раковых и сердечнососудистых заболеваний часто не достигают цели. Акценты следует расставить на последствиях, близких и понятных учащимся. Например, к отрицательным последствиям курения относятся: возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости, снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Закрепление материала происходит в игре «Вы рискуете своими легкими». В игре участвуют 2 команды, каждая из которых имеет капитана. Педагог зачитывает вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ правильный, команда получает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы и ответы к игре «Вы рискуете своими легкими»
Вопрос: при курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Ответ: угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
Вопрос: какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
Ответ: сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Вопрос: верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Ответ: неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.
Вопрос: какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?
Ответ: сигареты.
Вопрос: если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких?
Ответ: около 1 литра.
Вопрос: верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?
Ответ: верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Вопрос: назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
Ответ: увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца с 28 недели внутриутробной жизни по 7 сутки жизни новорожденного.
Вопрос: что означает "пассивное курение"?
Ответ: Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
Вопрос: назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением!
Ответ: целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.
Вопрос: назовите три причины, по которым подростки предпочитают не. курить.
Ответ: во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители.
Вопрос: какие проблемы типичны для детей курильщиков?
Ответ: повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.
Вопрос: сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?
Ответ: одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.
За неправильный ответ присуждается «дефект», т.е. «желтые зубы курильщика» (в виде рисунка, фото) и т.д. Команда, получившая три дефекта, выбывает из игры.


Обучающиеся д/о «ОФП» - участники игры «Вы рискуете своими легкими»
Игра «Органы-мишени» также предназначена для закрепления полученной информации о вредных последствиях курения. Черно-белые с видимыми дефектами изображения органов, не соответствующие действительным размерам, характеризуют внутренние органы курящего человека. Обучающиеся рассказывают, как курение влияет на сердце, мозг, печень, легкие, почки и надпочечники, мочевой пузырь, кишечник и желудок, прикрепляя изображение на место нахождения реального органа человека.

Обучающиеся д/о «ОФП» - участники игры «Органы-мишени»
Анализ результатов и выводы
У обучающихся были сформированы первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека; закреплены основные правила культуру поведения, и навыки личной гигиены; занятие способствовало росту самосознания и самооценки подростков; развитию умение анализировать и применять полученные знания в жизни. Обучающиеся подведены педагогом к осознанному отказу от курения, основанному на знаниях о его вредных последствиях; поняли преимущества крепкого здоровья и его значение в своей личной и профессиональной карьере.
Большое впечатление на обучающихся оказал химический опыт с демонстрационным прибором для курения. В результате которого ребята увидели – не на картинке, не в видеоролике – а в реальности, как сигарета выделяет вредные вещества, как капельки смолы появились на стенках прибора. Этот яркий эпизод будет вспоминаться им каждый раз при виде сигареты: зажженной или потушенной, у взрослых или сверстников, но не в их руках.



















Приложение 1

Схема «Путь струи воздуха»














Приложение 2
Демонстрационный прибор для курения




























Приложение 3

Материал для игр «Вы рискуете своими легкими» и «Органы-мишени»










Приложение 4











13PAGE 15


13PAGE 141115