Конспект урока по природоведению на тему Города нашей Родины (урок для школ VIII вида)


«Урок (занятие) с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий».
Тема:
«Города нашей Родины».
Предмет:
Природоведение.
Класс:
5
Автор:
Чухланцева Наталия Николаевна
учитель биологии
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………………... 3 стр.
Основная часть……………………………………………………………………………………………………. 4 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………………………9 стр.
Приложение ……………………………………………………………………………………………………….10 стр.
Список использованных источников…………………………………………………………………………….11 стр.
Введение.
     Урок разработан и спланирован по Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида  для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010г.  Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.      Основными задачами курса «Природоведение» являются:      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;      • воспитание социально значимых качеств личности.      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.      Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья. Урок по теме «Города нашей Родины», является третьим в разделе «Наша страна». На уроке ребята работают с интерактивной доской СМАРТ, а также пользуются ресурсами интернета. Детям, с интеллектуальными нарушениями, необходимо проводить урок с применением различных методов и приёмов, иначе обучающиеся не смогут воспринимать учебный материал.
Основная часть.
Предмет: природоведение.
Класс: 5
Учебник: учебник по природоведению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. И.В. Романов, Р.А. Петросова.
Тема урока: Города нашей родины.
Оборудование: презентация СМАРТ, видеоролики по городам- героям, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. И.В. Романов, Р.А. Петросова, сайт интернета (Энциклопедия), 1 компьютер- 2 ученика.
Цель урока: создать условия для изучения достопримечательностей городов нашей Родины.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить и закрепить знания обучающихся и достопримечательностях городов нашей Родины: дать понятие «Города- герои», научить пользоваться дополнительной информацией.
Коррекционные: формировать умение выделять главное, составлять небольшой рассказ по теме; формировать умение анализировать и обобщать посредством выполнения упражнений и заданий.
Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, доброжелательного отношения к людям причастных к событиям ВОВ.
Планируемые результаты:
Предметные: знают города нашей Родины, умеют правильно применять понятия «города-герои», умеют рассказывать о достопримечательностях городах –героях.
Личностные: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией, усваивают правила индивидуального и коллективного поведения в группе.
Познавательные : умеют проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы, умеют находить ответы на вопросы из дополнительных источников информации, делают выводы в результате совместной работы в парах.
Регулятивные: высказывают своё мнение на основе просмотра видеоролика и изучения информации из дополнительных источников; умеют самостоятельно высказывать свои мысли и высказывания.
Коммуникативные: умеют строить речевые высказывания; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют работать в парах.
Ход урока
Этапы урока, время Планируемый результат Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайды
Мотивационно- целевой этап
(2 мин.) П : умеют проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
К.: умеют строить речевые высказывания - Сядет тот, кто назовёт ошибки в картинке.
- Кто узнал данное место?
- Сарапул- это наша Родина. Для каждого человека она своя.
- А что для Вас Родина?
Дети называю ошибки и садятся на свои места (вертолёт на памятнике, деревья растут на ступеньках).
Ориентировочный этап
(7 мин.) Р.: умеют самостоятельно высказывать свои мысли и высказывания
К.: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют работать в парах.
Учитель читает стихотворение «Родина».(нажимает на точку- появляется картинка)
(приложение)
Сообщение Темы урока «Города нашей Родины»
Постановка цели.
- Внимание на карту России, посмотрите как много у нас городов.
- Почему у некоторых городов стоит звезда?
- Почему их так называют?
Рассказ учителя что такое города-герои(приложение)
Учитель распределяет задания по парам (каждой паре город-герой).
Работа по плану:
Название города.
Население.
Достопримечательности.
Каждый ученик ставит перед собой цель.
Отвечают на вопросы учителя.
Каждая пара начинает работать нажимая на звёздочку в слайде.



Поисково- исследовательский этап
(15 мин.) П.: умеют проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы, умеют находить ответы на вопросы из дополнительных источников информации, делают выводы в результате совместной работы в парах.
К.: высказывают своё мнение на основе просмотра видеоролика и изучения информации из дополнительных источников; умеют самостоятельно высказывать свои мысли и высказывания.
Учитель предлагает каждой паре: видеоролик о городе-герое, страница учебника, сайт интернета. Обучающиеся рассматриваю видеоролики о каждом городе, заходят на сайт в интернете, рассматривают странички в учебнике. 1.Видеоролики из скрепки.
2. Страничка в интернете.
Странички из презентации . Например «Москва».

Закрепление
(10 мин.) П: знают города нашей Родины, умеют правильно применять понятия «города-герои», умеют рассказывать о достопримечательностях городах –героях Учитель предлагает выполнить задание по городам-героям.
Выполняют задания.
Каждая пара делает сообщение по плану.


Такие же задания по всем городам.
Рефлексивно- оценочный этап
(6 мин.) Л.: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией Учитель предлагает задание «кубик».
Выставление оценок. Дети продолжают фразы:
Понял…
Задумался…
Удивился…
Повторил…
Узнал…
Запомнил…
Заключение
Применение на уроках ресурсов интернета и доски СМАРТ, в коррекционных школах. позволяют делать урок интересным, увлекательным и коммуникативным. Обучающиеся очень любят уроки, когда используется ИКТ. Данные уроки помогают детям активно работать у доски, развивают самостоятельность и умение анализировать и обобщать свои действия и умения. Опыт работы показал, что использование современных ИКТ на уроках: активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; создаёт комфортность на уроках.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.
Приложение:
Текст №1.
Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на наш страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя».
Впервые понятие город герой прозвучало в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, так были названы: Ленинград, Севастополь, Одесса и Сталинград, это конечно было не официальное присвоение звания, а подчеркивание их важного вклада в итоговую победу и героической роли защитников. Еще во время войны участникам обороны этих городов вручили специально учрежденные медали.
Стихотворение «Родина»
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Список используемых источников.
http://doseng.org/foto/35598-raboty-marka-ponomarenko-110-foto.html- картинки ромашки
http://grafomania.com.ua/index.php?newsid=161569- домик
http://blogs.privet.ru/user/k9yuxahy3ulcnuchq9k7nouuzgly7ksq?year=2010&page=2- мак
http://konctanciya.info/page195.shtml- дуб
http://indasad.ru/smorodina/posadka-smorodini-i-predposadochnaya-podgotovka-pochvi- куст смородины
http://900igr.net/kartinki/geografija/Reka-Volga/004-Volga-velikaja-russkaja-reka.html- река
http://blogrider.ru/blogs/164802/posts/64/- кораблик
http://www.malingavenas.com/index.php?q=aHR0cDovL3d3dy5saXZlaW50ZXJuZXQucnUvdXNlcnMvNTM5Nzc4Ni8%3D- берёзка
Ресурсы доски СМАРТ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%EB%E0- город Тула (картинки и информация о городе).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F1%EA%E2%E0- город Москва
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3- город Санкт- Петербург
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E3%EE%E3%F0%E0%E4- город Волгоград
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%F0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA- город Новороссийск
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%EE%EB%E5%ED%F1%EA- город Смоленск
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%EB%E0- город Тула