Конспект урока обобщения и систематизации знаний по географии по теме Африка (11 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Африка»

Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации
знаний по теме: «Африка»;
- способствовать развитию умений и навыков работы с контурными картами,
тематическими картами, с компьютерной техникой на уроках географии;
- развивать коммуникативную деятельность учащихся;
- воспитывать интерес к предмету и к окружающему миру.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютерное оборудование, политическая карта мира, физическая карта мира, глобусы, контурные карты, атласы, учебники.


Структура урока

Организационный этап

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим сегодняшним девизом:

Не знаешь – узнай,
Ты сможешь – дерзай,
Не бойся тропы отвесной!
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней!

Ребята, мы закончили с вами изучение региона Африка. Что же по-вашему нам предстоит сегодня сделать на уроке? Какова цель сегодняшнего занятия?

2. Проверка домашней работы
Да, верно. Мы сегодня обобщим знания по изученной теме. И сделаем мы это, выполняя в течение урока разнообразные задания.
Но для начала я бы хотела услышать от вас: а что же такое Африка?

Давайте на основе ваших ответов выделим главную проблему региона:
по основным показателям экономического и социального развития Африка заметно отстаёт от других крупных регионов.

Попробуем в течение урока доказать это и найти путь решения данной проблемы.

Кто может назвать особенности ЭГП Африки?

Оценивание устных ответов учащихся, выставление оценок в карточки

3. Этап обобщения и систематизации знаний
Мы вспомнили особенности ЭГП Африки, и теперь Марина нам продемонстрирует свою презентацию о природно-ресурсном потенциале региона Африка.
Вопросы по презентации:
1. Какими ресурсами богата Африка?
2. Чем представлены водные ресурсы материка?
3.Какими полезными ископаемыми богата Африка?
4.Почему фраза «Вода – это жизнь!» так актуальна для континента?

Оценивание работы Кругляковой Марины «Природные ресурсы Африки»

Очень серьёзно изучением вопроса о населении Африки занялась Рита. Сегодня она представит вашему вниманию свою работу.
Вопросы по презентации:
1. Представители каких рас проживают в Африке?
2. Назовите коренных жителей континента.
3. Сколько стран находится на материке?
4. Какое из этих государств является развитым?

Оценивание работы Барабашовой Маргариты «Население Африки»

О том, каков экономический потенциал региона нам расскажет Максим и предоставит вашему вниманию свою презентацию.
Вопросы по презентации:
Какова основная черта современной экономики Африки?
Назовите основные отрасли хозяйства этого региона?
Какие виды транспорта получили развитие в странах Африки?

Оценивание работы Плякина Максима «Экономический потенциал региона»


Ребята, мы убедились в том, что Африка – это отсталый регион в экономическом и социальном развитии?
А теперь предложите решение этой проблемы.
Чтобы скорее преодолеть отсталость, добиться экономической независимости, нужно ликвидировать феодальные отношения, осуществлять государственное регулирование экономики, готовить собственные кадры, как это сделали уже некоторые государства. История не знает другого способа борьбы с экономической отсталостью и слаборазвитостью, чем индустриализация. Развитие сельского хозяйства связано с «зелёной революцией».

4. Этап контроля и самоконтроля
Мы вспомнили основные вопросы, которые изучали на предыдущих уроках. Я думаю, что теперь вам будет легче выполнить тест, который покажет, как вы усвоили пройденный материал.
Выполнение и взаимопроверка тестовых заданий:
1.Какая страна последней обрела суверенитет на Африканском континенте: а) Нигерия
б) Намибия
в) Замбия
г) Уганда
д) Сомали
2.Назовите страны, имеющие значительные запасы меди:
а) Заир, Замбия
б) Замбия, Танзания
в) Намибия, ЮАР
3.Укажите лишний город:
а) Алжир
б) Касабланка
в)Лагос
г) Асуан
д) Дакар
е) Триполи
ж) Александрия
4. Какое государство самое крупное по площади:
а) Алжир
б) Судан
в) ЮАР
г) Конго
5. Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:
а) Алжир, ЮАР
б) Судан, Конго
в) Кения, Камерун
г) Нигерия, Египет
6. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн.кв.км и омывается Красным морем:
а) Ливия
б) Эритрея
в) Мавритания
г) Судан
7. В каких из перечисленных стран Африки не добывается нефть:
а )Эфиопия
б) Тунис
в) Алжир
г) Ангола
д) Ливия
е) Нигерия
ж) Сомали
8. Выберите вариант, где верно указаны страны с развитой нефтедобывающей промышленностью:
а) Алжир, Ливия, Египет
б) Ливия, Гана, ЮАР
в) Бенин, Уганда, Эфиопия
г) Египет, Ботсвана, Чад
д) Судан, Мали, Конго
9. Выберите федеративную республику с правильно указанной столицей:
а) Нигерия – Абуджа
б) Эфиопия – Каир
в) Марокко – Рабат
г) Либерия – Фритаун
д) Камерун – Претория
10. Выберите вариант, где правильно указаны страны, экспортирующие цветные металлы:
а) Алжир, Габон, Нигерия
б) Ливия, Гана, Кения
в) Бенин, Уганда, Эфиопия
г) Гвинея, Замбия, ЮАР
д) Судан, Сомали, Чад
11. Какая из указанных стран не является очагом межэтнических конфликтов:
а) Ангола
б) Руанда
в) Марокко
г) Чад
д) Конго
12. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн.кв.км и омывается Средиземным морем:
а) Мавритания
б) Марокко
в) Судан
г) Конго
д) Ливия
13. Какие черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно:
а) преобладание высокотоварного сельского хозяйства
б) отсутствие монокультурной специализации
в) преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере
г) большая густота автомобильных дорог
д) слабое развитие обрабатывающей промышленности
14. К какой стране относится описание: преобладает арабское население, развито производство фосфорных удобрений, выращиваются цитрусовые, столица не является самым большим городом страны:
а) Марокко
б) Алжир
в) Египет
г) Ливия
15. Какому региону Африки соответствует данное описание:
«Здесь расположены крупнейшие по численности населения Африканское государство и крошечная островная страна. Регион многонационален. Главная роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству. Страны производят какао-бобы, арахис, ядра пальмовых орехов и пальмовое масло. Среди минерального сырья ведущая роль принадлежит добыче железной руды, бокситов, урану, нефти. Создаются чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Развивается транспорт»
а) Северная Африка
б) Западная Африка
в) Восточная Африка
г) Экваториальная Африка

Ответы:
1-б, 2-а, 3-г, 4-б, 5-г, 6-г, 7-а,ж, 8-а, 9-а, 10-г, 11-в, 12-д, 13-в,д, 14-а, 15-б


Верны ли следующие утверждения:
1. Большинство стран Африки добились независимости во второй половине 20 века (да)
2. Африка – район самой высокой рождаемости и самой высокой смертности (да)
3.Для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации (да, хотя сам уровень урбанизации самый низкий в мире)
4. Главное полезное ископаемое Нигерии – железная руда (нет, алмазы)
5. Для вывоза промышленной продукции из медного пояса используется река Конго (нет, она порожиста)

Продолжите предложение:
1. Монокультурная специализация – это
2. Самый большой город Африки -
3.Отличительные черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства:
4. Страны Африки можно объединить в такие регионы, как:
5. Одна из главных задач стран континента – это

5.Этап коррекции знаний и способов действий
Работа в контурных картах:
1. Нанесите на контурную карту Африки по памяти следующие страны:
Ливия
Алжир
Судан
Конго
Мадагаскар
Ангола
ЮАР
Мозамбик
2. Обозначить береговую линию континента
3. Обозначьте страны, в которых ведётся добыча нефти, железной руды, каменного угля, алмазов, золота.

6. Этап информации о домашнем задании
Повторить тему «Африка»
Каким образом изменится специализация сельского хозяйства острова Мадагаскар, если его переместить на 40*севернее и на 70* западнее?

7. Этап подведения итогов занятия
Скажите, помог ли вам сегодняшний урок систематизировать знания предыдущих занятий, повторить их, закрепить?

8.Этап рефлексии
Можете ли вы сказать, что на каком-то этапе урока вы сегодня словно летали? Или может быть, наоборот, чувствовали себя неуверенно?

За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Н.Рубцов
15