Методическая разработка по окружающему миру на тему:Зачем люди осваивают космос (1 КЛАСС)


УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 1 КЛАССА
«ЗАЧЕМ ЛЮДИ ОСВАИВАЮТ КОСМОС?
Учитель начальных классов
Фетцова Елена Викторовна
Технологическая карта урока «Зачем люди осваивают космос?»
(По курсу «Окружающий мир», автора А.А. Плешакова, УМК «Школа России»)

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Задачи:
- расширить и систематизировать представления детей о космонавтике и космонавтах
- дать информацию об искусственных спутниках Земли, о  космических станциях, их роли в жизни современного человека;
- развивать устную речь, расширить словарный запас учащихся;
-способствовать воспитанию чувства патриотизма;
-формировать уважительное отношения друг к другу при работе в парах, в группах
Ресурсы:
- основные:
учебник
карточки с задания для работы в группах,
карточки для рефлексивной деятельности.
- дополнительные:
- толковый словарь
- мультимедиа проектор, экран, ноутбук
- презентация к уроку
Методы:
- словесные (беседа, рассказ, монолог);
- наглядные (метод иллюстрации: слайдов, иллюстраций , мультфильма );
- практические методы (выполнение проекта );
- метод формирования познавательного интереса (эффект занимательности).
- метод стимулирования интереса к учению; (активизация внимания при изучении нового материала,)- - метод самостоятельной деятельности учащихся:
Система приёмов учебной работы:
использование наглядности, видео , игровых приемов,
Используемые технологии:
- ТДМ (технология деятельностного метода)
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
–ИКТ- технология
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, коллективная работа.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Мотивационный момент Игра Да Нет
Дети, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
- Значит, можно всем садиться!
Улыбнитесь мне, а я вам. Давайте подарим наши улыбки гостям. А вот теперь с хорошим настроением приступим к нашему уроку!
Дети отвечают
Да
Да
Да
Нет
Да
Да
да
Л: Формировать уверенность в своих силах, положительные отношения к себе, к коллективу класса
К: Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в коллективном режиме
2.Актуализация опорных знаний учащихся. Посмотрите на картинки и скажите, что объединяет все эти предметы. (воздушный шар, ковер самолет, вертолет, карлсон, птицы, ракета слайд 1)
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах ,  даже на летучих мышах! .– То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить безвоздушное пространство за пределами Земли.
Угадай, что это?
. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. слайд2
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? Слайд3
Красно солнце закатилось
Ночь была б совсем темна
Если б в небе не светилась
Светлоликая …слайд 4
Что такое луна – спутник (небесное тело, вращающее вокруг планеты)
Делают предположения, что все эти предметы умеют летать
ракета.
Космонавт
Луна
П. анализ, синтез, классификация.
Л: Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
3.Целеполагание .Что объединяет все эти понятия?
Кто сформулирует тему урока. КОСМОС слайд5
Тема урока: «Зачем люди осваивают космос?» Значение, какого слова вам непонятно?
Зачем люди осваивают( изучают) космос?
Вы хотели бы отправиться вместе со мной в путешествие? Куда мы с вами отправимся? Дети высказывают предположения
Ответы детей
Да
В космос
. П: определять круг своего незнания,
Р: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме .
К: формулировать собственное мнение .4.Открытие нового знания
Как вы понимаете, что такое космос? Как вы думаете, а где найти точное значение слова?( словарь, интернет, телевизор, спросить у специалиста, у взрослых)
Вот как объяснено значение слова « космос» в словаре Репкина. Слайд61. Мир, вселенная
2. Пространство за пределами Земли
Отвечают на вопросСамостоятельная работа. Дети рассматривают иллюстрации. Обсуждают ответы. Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения. П. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, анализировать иллюстрации.
Л. Определять мотивы учебной деятельности, проявлять целостный взгляд на мир.
К. Умение слушать других, уважать их мнение, умение договариваться.
П: искать информацию в «умных книгах» , осознавать прочитанное
Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету, мы сядем скорей,
Помчимся все вместе мы в космос быстрей.
Сегодня Мы свое путешествие совершим с героями из мультфильма «Тайна третьей планеты»: профессором Селезневым. с его дочкой Алисой . слайд7
Я приглашаю вас на борт космического корабля.
Пристегнуть ремни слайд8
Включили турбо - генераторы
У. Внимание! К запуску ракеты приготовиться!У. Завести моторы!У. Десять! Девять! Восемь ! Семь! Шесть Пять! Четыре! Три! Два! Один!фрагмент из мультфильма «Тайна третьего мира Есть приготовиться!
Есть завести моторы!
Пуск ! Ура! К: проявлять собственную энергию в совместной деятельности для достижения общей цели.
5. физминуткаСлайд9Прямо по курсу
1 планета Космический музей
Отгадайте загадку:
Специальный космический есть аппарат,Сигналы на Землю он шлет всем подряд.Как одинокий таинственный путник,Летит по орбите искусственный … слайд 10
-А как вы думаете, для чего нужны спутники? Слайд 111 спутник запустили 4 октября 1957 года. Он весил 83,6 кг (2 мешка картошки) и имел форму шара диаметром 58 см. Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе.
1.Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах слайд 12-13
Слайд 14 2. разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты.
3.Спутники фотографируют Землю для составления карт.
4.С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. 5. Есть спутники-разведчики.
А вы знаете, кто первым побывал в космосе? Слайд15
А гости как думают?
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей. Мышка вернулась живой. Слайд 16
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.( сообщение ученицы «О Белке и Стрелке») слайд 17. Ещё в космосе побывали кролики, насекомые и даже микробы слайд 18
Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами. Скажите, какой праздник вся страна отмечала в апреле? Слайд 19
А кто знает, почему именно 12 апреля?
( сообщения ученика о Гагарине) слайд 20-26
Итак наше путешествие продолжается, а мы летим дальше на орбитальную станцию.
Физминутка слайд 27
Я хочу стать космонавтом,
Надеваю я скафандр,
Полечу я на ракете
И открою все планеты!
Наше путешествие продолжается. Прошу занять места в кабине слайд 28
Внимание экипаж пристегнули ремни. Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.
ПОЛЕТ слайд 29
Придется сделать вынужденную посадку, поступил сигнал бедствия с просьбой о помощи
Спутник
Предполагаемые ответы детей
Предполагаемые ответы детей
Сообщение ученицы «О Белке и Стрелке»
Предполагаемые ответы детей.
Сообщения ученика о Гагарине
(поднять руки вверх)
(присесть и постепенно вставать)
(соединить руки над головой)
(обвести руками большой круг)
Выполнение действий
К. Умение делать сообщение, умение слушать и слышать выступления других.
Л. Формирование чувства гордости за свою страну.
П: развивать умение воспринимать информацию
Р: умение воспринимать и слушать речь учителя
проводить физическую разгрузку в ходе работы.
2 планета – ШЕЛЕЗЯКА
Ребята, а как вы думаете, в космосе опасно или безопасно?
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ слайд 30
Давайте прочитаем текст о опасности в космосе.
Пребывание в космосе таит для человека серьезную опасность. Прежде всего, становится нечем дышать, а без кислорода человек погибнет в считанные минуты
Далее –температура. В тени от солнца- жуткий холод -150 градусов. На солнечной стороне перегрев до +150. И то и другое для человека смертельно .
И наконец, вредное для нас солнечное излучение:
ультрафиолет, радиация.
Как вы поняли, чем опасен космос?
Прежде чем послать человека в космос, ученые позаботились о безопасности, а вот что они изобрели, узнаете, собрав пазлы.
- Что получилось?
Как называется костюм космонавта? Рассмотрите, из каких деталей состоит костюм космонавта. Слайд 31
Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём есть маленький обогреватель и маленький холодильник. В скафандре поддерживается постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно.
22 минуты полета прошли успешно, летим на орбитальную станцию. (фрагмент) слайд 32
(читают) выбирают главное
Собирают пазлыОтветы детей П: читать про себя информацию и понимать прочитанное.
3 планета – орбитальная станция
А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как он называется?
Слайд 33
Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. Слайд 34
Как работают космонавты?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления полетами. Крылья» космической станции — это солнечные батареи. Они «ловят» солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы слайд 35-37 .
Космонавты готовят отчеты о проделанной работе и нам с вами предстоит выполнить задания. Да есть.
Орбитальная станция
Предположения детей
. Работа в группах. У вас на столе 2 конвертика с разными заданиями. Вам надо выбрать в группе какое вы бы хотели выполнить задание1- проект
2- тест
( проверка по времени)
Возвращение(фрагмент мультфильма) слайд 39
Давайте займем наши места.
И так ребята наше путешествие подходит к концу. Так как запас топлива истекает. (возвращение домой)
Выбирают конверты с заданием
Выполнение заданий в группах
Л: эмоциональное принятие задания.
Р: Строить речевое высказывание в письменной форме,
6. .Итог урока
Рефлексия. Учитель предлагает вспомнить тему и цели.
-С каким настроением вы вернулись на планету Земля?Чей экипаж оказался самым подготовленным?
- Кому можем сказать спасибо за урок?
Что показалось наиболее интересным?
Появилось ли у тебя желание продолжить работу по этой теме?
Я научился…
Узнал…
Мне понравилось…
Затруднялся, когда…
Поделюсь…
Расскажу…
Перед вами космическое пространство на нем не хватает звезд . Давайте с вами сейчас сделаем наше небо звездным.
Тем ребятам кому урок понравился, много узнали интересного возьмут оранжевую звездочку.
Те ребята, которым было что- то непонятно, трудно возьмут черную звездочку! Ученики взаимодействуют с учителем
Ответы детей
Выбирают цветную звездочку, оценивая свои знания на уроке. П. Анализировать. Понимать учебную задачу.
К. Аргументация своего мнения. Выражение своих мыслей.
Р. Контроль, оценка.
Л- оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Р - адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности.
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию