Хореография как средство воспитания


Хореографическое искусство
как средство культурно-эстетического воспитания студентов

Танец - один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. На наскальных рисунках, относящихся к 8-6 тысячелетиям до н.э., встречаются изображения танцующих фигур. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Совместные танцевальные движения под аккомпанемент ударных инструментов вызывали у танцоров эйфорию, и даже подобие транса. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Позднее танец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада.
Как форма общения танец появился в человеческом обществе намного раньше языка. Через танец человек передает чувства, эмоции, мысли, показывает схему и суть своей жизни. В танце можно выразить то, что нельзя сказать, описать или увидеть. В танце можно фантазировать, представлять жизнь такой, о которой мечтаем. Искусство танца безгранично! Это некий язык наших чувств и эмоций, нашего воображения, это всплеск энергии. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец – это свой особый удивительный мир, один раз попав туда, вам не захочется его покидать. История танцев – это одна из интереснейших ветвей повествования о культурно-историческом развитии народов мира
В настоящее время интерес к искусству хореографии как средству самовыражения о себе неуклонно возрастает.
В педагогическом колледже реализуется программа дополнительного образования «Хореографический ансамбль». По направленности дополнительная образовательная программа хореографического ансамбля «Визави» может быть отнесена к программам художественной направленности.
Программа предполагает приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека. Хореографическая постановка как синтез многих искусств является средством творческого развития обучающегося, художественно и культурно-эстетического воспитания, в чем, несомненно заключается актуальность данной программы.
Занятия танцами способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно, укрепляют здоровье, расширяют общий культурный и художественный кругозор, являются формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса, обеспечивают более полное развитие индивидуальных способностей обучающихся.
В процессе занятия танцами вырабатываются следующие качества:
- настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений;
- дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах;
- чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать;
- аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом зале переносится и на внешний вид в повседневной жизни. Обучающиеся выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Одной из сторон на занятиях по хореографии является воспитание этикета. Приятно видеть, что студенты из танцевального коллектива никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере учащихся, и занятия хореографией решают эти задачи.
Хореографическое искусство у обучающегося является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
В общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже дополнительное образование призвано содействовать повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности. Поэтому возникает необходимость вовлечения обучающегося в активную внеучебную творческую деятельность. В связи с этим возрастает роль эстетического, художественного воспитания подрастающего поколения, в том числе в области хореографического искусства. Задача педагога не только научить воспринимать красоту движения, но и через музыкальные образы способствовать формированию эстетического вкуса, пониманию самой жизни и нравственному становлению личности. Все это подводит итог педагогической целесообразности целесообразности программы дополнительного образования «Хореографический ансамбль» .
Воспитательная работа в танцевальном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у студентов мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование обучающегося как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Воспитательная работа в танцевальном ансамбле проводится систематически, и она приводит к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что студенты в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания, с разных отделений, курсов , возраст – от 15 до 20 лет. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход . Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого учащегося, его перспективы. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Студент, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива .
Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает студентам об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д.
Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает обучающихся и педагога. Появляется общая тема для разговора.
 Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из одной группы в основную, и т.д.
Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Учащиеся становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
 Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как обучающиеся знают, что никто из них не останется в стороне.
 Большую пользу в художественном воспитании несет изучение танцев других народов.
Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое культурно- эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у обучающихся: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере будущего педагога, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых членов коллектива (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет человека от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании. Нужно научить учащихся способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее студент учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.


15