Методические рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ). Категория обучающихся 1-4-е классы. Категория — 1-4-е классы — тяжелые нарушения речи


КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр коррекционной и оздоровительной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
категория обучающихся 1-4 классов – с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Автор-составитель:
учитель-логопед Е.Ю. Плеханова
г.НижневартовскКоррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант АООП НОО - 5.1
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся 1-4 классов
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям сверстников с речевым развитием- норма к моменту завершения обучения.
- обучающиеся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия),
- обучающиеся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), имеющие нарушения всех компонентов языка;
- обучающиеся с нарушениями чтения и письма.
Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4 кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
обогащение и активизация словаря;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);
развитие слухового внимания;
совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;
развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия (умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления:овладение логическими операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
совершенствование графо-моторных навыков через развитие мелкой моторики: точность и скоординированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность выполнения графических заданий.
направление «Психологическое развитие»
развитие коммуникативных навыков: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
повышение мотивации к школьному обучению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант АООП НОО - 5.2
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся 1-4 классов
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося соответствуют достижениям сверстников с речевым развитием - норма к моменту завершения обучения.
В зависимости от уровня речевого развития существуют два отделения
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5 кл.).
1 отделение:срок обучения - 5 лет (1 дополнительный - 4 классы)
- обучающиеся с общим недоразвитием речи II - III уровней речевого развития при алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием;
- обучающиеся с общим недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
2 отделение: срок обучения 4 года (1 - 4 классы).
- обучающиеся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
направление «Развитие письменной и устной речи»
обогащение и активизация словаря;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);
развитие слухового внимания;
совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;
развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия (умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления:овладение логическими операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
совершенствование графо-моторных навыков через развитие мелкой моторики: точность и скоординированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность выполнения графических заданий.
направление «Психологическое развитие»
развитие коммуникативных навыков;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Рекомендуемая литература:
(учитель-логопед)
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1,2,3. – М., ВЛАДОС, 2013
Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-Москва. ВЛАДОС, 2001.
Ефименкова Л.И., Мисаренко г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль. Академия развития, 2006.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
Логопедия / Под. Ред. Волковой Л.С. М., 2002.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.-М., 2007.
Методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Авт.сост. О.Ф.Богатая, И.В.Григорьева, О.Ю. Давиденко, Л.Л.Петренко, С.Б.Сикорская.-Сургут, 2006.
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений 4 вида/ Под ред. Л.И.Плаксиной,-М.,1997.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М., РОСТ, 2006.
Ястребова  А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Львов М.Р.  Методика  развития  речи  младших  школьников. М.П., 1985.