Программа психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на воспитании в приемной семье







Программа психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на воспитании в приемной семье







Составитель:
Скиданова Т.В.
педагог-психолог
высшая квалификационная категория




Введение
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Детский сад и школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого  необходимо объединить усилия педагогов, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно  держать таких воспитанников в поле своего зрения. Итогом совместной деятельности является индивидуальная программа психолого- педагогического сопровождения.
Актуальность
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показываю наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель программы:  
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи:
1. разработать индивидуальную образовательную программу для психолого-педагогического сопровождения.
2. создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
3. осуществление информационной поддержки педагогов и родителей по проблемам воспитания и развития детей, правовое консультирование.

Принципы реализации программы:
1.   Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2.  Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3.  Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
Механизм реализации программы:
           Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;
выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;
организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.
 
Ожидаемые результаты.
реализация индивидуальной образовательной программы (приложение 1)
развитие активной жизненной позиции детей
развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

План работы с опекаемыми и приёмными детьми и их семьями
Основные направления:
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части:
а) реализация прав на образование граждан;
б) соблюдение санитарных норм, охраны здоровья воспитанников;
в) выполнение законными представителями ответственности за воспитание воспитанников; за получение ими общего основного образования.
г) содействие в улучшении жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; их воспитании и материальном содержании;
д) содействие в улучшении здоровья опекаемых, защите их личных, имущественных прав;
е) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежемесячно:
1) организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
2) Оказание помощи опекунам в обучении, воспитании, содержании опекаемых детей.


Направления и формы работы с приёмными и опекунскими семьями


Направления работы с
замещающими семьями
Формы работы с замещающими семьями

1.
Диагностика замещающих семей
* анкетирование детей и родителей;
* опросники;
* тесты;
* мини-консилиумы;
* тренинги;
* анализ документов;
* анализ продуктов детского творчества;
* анализ состояния здоровья детей;
* анализ развития, успеваемости.

2.
Индивидуальная помощь опекунам и приёмным родителям

* советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
* консультации специалистов;
* индивидуальные беседы;
* психотерапия.

3.
Групповая работа с опекунами и приемными родителями
* родительские собрания;
* консультирование;
* тренинги;
* лектории;
* круглые столы
























Сопровождение воспитанников требует индивидуализации работы с родителями. Традиционные формы родительского всеобуча (консультации, родительские собрания) не всегда удовлетворяют потребности родителей. Индивидуальная форма работы расширяет представления о процессах. происходящих в дошкольном учреждении, позволяет увидеть проблемы собственного ребенка более объективно.












Приложение 1








Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения ребёнка,
воспитывающегося в приемной и опекаемой семье:




Ф.И.О. воспитанника:_______________________________
___________________________________________________________











Составители:
Педагоги
Педагог-психолог


Раздел 1.
Сведения о воспитаннике:

1.Ф.И.О._________________________________________________________
2.Пол___________________________________________________________
З. Дата, месяц, год, рождения _______________________________________
4.Образовательное учреждение:_______________________________________
5. Место фактического проживания:_________________________________
6.Место регистрации:______________________________________________

Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе): ________________________________________________________________
Место работы:____________________________________________________
Рабочий телефон: ____________________________________________
Домашний телефон:_______________________________________________
Дата, № Постановления о назначении опеки (попечительства), передачи в приемную семью: ________________________________________________
Дата фактической передачи:________________________________________

Актуальные проблемы:
1. Ребенка
* отклонение от нормы поведения:__________________________________
* снижение интереса к учебной деятельности:_________________________
*отсутствие навыков самообслуживания:_____________________________
* повышенный уровень тревожности:________________________________
* проблемы со здоровьем:__________________________________________

2. Семьи
*сверхзанятость родителей:________________________________________
*проживание в семье с авторитарным стилем воспитания:______________
*отсутствие в семье эмоционального и доверительного общения:_________
________________________________________________________________
*конфликтные ситуации в семье из-за ревностного отношения к другому ребенку:_________________________________________________________

Цель программы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностика

Дата
Характер диагностики

Заключение и рекомендации






Коррекционно-развивающая работа

Дата
Тема занятия
Примечание







План работы

№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Результат

Работа с ребёнком








Работа с семьёй








Мониторинг










Заключение по результатам психодиагностического обследования
Ф.И.О.:_______________________________________________________________
Образовательное учреждение:___________________________________________
Группа : ______________________________________________________________

Было проведено психологическое обследование воспитанника , , с целью выявления личностных особенностей и развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данные обследования: ________________________________________________



Рекомендации специалистам , работающим с ребёнком:____________________________________________________________



Рекомендации приемным родителям:___________________________________














15