Доклад на тему: «Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать замещающими семьями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Доклад на тему:
«Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать замещающими семьями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В нашей организации с октября 2015 года появилось новое направление работы – это Школа приемных родителей или подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать замещающими семьями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Всем известно, что до нас данным направлением занимался СРЦ для несовершеннолетних.
На наш взгляд функционирование Школы приемных родителей на базе детского дома более эффективно, так как мы уже знаем каждого родителя, кто, что из себя представляет. Так легче подбирать ребенка для кандидата или наоборот, кандидата под ребенка, под его особенности.
Вся работа начиналась с подготовительного этапа. Изучалась разнообразная литература, методический материал.
До начала работы мною была разработана программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Работая в команде вместе с социальным педагогом, оформлялась прочая необходимая документация. Это, например, заведены некоторые журналы: журнал учета обращений лиц, желающих пройти обучение в ШПР; журнал учета посещаемости кандидатами занятий ШПР; журнал учета выдачи Свидетельств, прошедшим курсы ШПР; разработана форма Свидетельства; ведутся личные дела на каждого кандидата, в отдельных папках.
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Основными задачами являются:
помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.
Программа реализуется в три этапа: диагностический, обучающий и заключительный.
Целью диагностического этапа работы является непосредственно знакомство с кандидатом.
Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
На основании полученных результатов, мною как психологом составляется психолого-педагогическая характеристика, в которой все эти моменты отражаются.
Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер.
Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит из трех блоков и включает в себя 15 занятий общей продолжительностью 63 часа.
«Юридический блок»
«Психолого-педагогический блок»
«Медицинский блок»
Формы работы:
-групповая, индивидуальная, дистанционная;
Формы проведения занятий:
-лекционно-семинарские занятия;
-«мозговой штурм»;
-дискуссия;
-мини-лекции;
-практические занятия;
-самостоятельная работа;
-тестирование;
-устный опрос.
Занятия ведет педагог-психолог. При необходимости, в зависимости от тематики занятий, привлекаются штатные работники и специалисты из других учреждений с целью расширения кругозора.
На заключительном этапе проводится итоговая аттестация с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.
Срок реализации: 7 недель.
Технология подготовки кандидатов в  Школе приемных родителей
 
 
Шаг 1.  
Звонок кандидату или от кандидата в ШПР
  Сбор информации о том, один кандидат или с супругом будет проходить ШПР, выбранная форма (опека, приемная семья или усыновление), приемлемая форма обучения (очная\очно-заочная), дополнительная контактная информация кандидата.
 
Шаг 2.  
Организационное собрание
  Если сформировалась группа, то все приглашаются на организационное собрание, примерно за 2 недели до начала занятий. Подробно освещаются организационные вопросы, вопросы прохождения психологического обследования. Выдаётся пакет документов на дом: договор в 2 экземплярах, информационная анкета.
Шаг 3. Направление от Органов опеки и попечительства. Слушатель приносит направление от Органов опеки и попечительства на прохождение ШПР
.
Шаг 4. Приказ о зачислении в ШПР Издаётся приказ о зачислении в ШПР. Готовятся уведомления – расписки о зачислении в ШПР  и ознакомлении с учебным  графиком
Шаг 5. Проведение занятий Занятия включают в себя лекции, семинары, тренинги, тестирование, позволяющие будущим родителям ответить на все возникающие вопросы.
Курс подготовки состоит из 15 базовых занятий, которые проходят в течении 1,5 месяцев еженедельно. Дополнительно к занятиям в форме индивидуальной работы с психологом проводится психологическая диагностика кандидатов. 
Шаг 6. Аттестация слушателей Проводится в форме собеседования, по итогам которого и выдается Свидетельство о прохождении курсов.
В дальнейшем все, кто прошел обучение в Школе приемных родителей, получают возможность психолого-педагогической поддержки  специалистами Службы сопровождения в адаптационный период. Если взяли ребенка из нашей ОО.
Шаг 7. Свидетельство о прохождении ШПР Слушатели приглашаются в отдельную встречу для выдачи свидетельства и ознакомления с результатами психодиагностического обследования, примерно через два дня после аттестации
Статистика по результатам обучения двух наборов.


В нашей работе, кроме положительного, есть, естественно, и отрицательные моменты. И мне хотелось бы эти моменты выделить как проблемы.
Проблема №1. Уменьшение количества желающих пройти Школу приемных родителей.
Проблема №2. Граждане, прошедшие Школу приемных родителей, не взяли ни одного ребенка с нашего детского дома к себе на воспитание.
Спасибо за внимание!