Конспект урока литературы в 10 классе на тему Своевременные мысли в поэме А.Блока Двенадцать и в очерке М. Горького

Нисивкина С.П.
Открытый урок литературы в 10 «А» классе
«Своевременные мысли в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
и в очерке М. Горького».
Цель – формирование компетенций:
- личностной: умение ориентироваться в реальном мире, сопоставлять авторскую позицию с общечеловеческими ценностями;
- социальной: умение применять знания при решении проблем, владение нормами культуры;
- управленческой: умение планировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность, сотрудничать; способность творчески перерабатывать полученную информацию, самостоятельно работать с текстом, его анализировать; развитие исследовательских умений (определение темы, цели, задач урока);
- коммуникативная: публичное выступление, презентация своей работы, отстаивание своей точки зрения, самооценка и оценивание других;
-информационной: умение самостоятельно получать, анализировать, синтезировать, преобразовывать, использовать и передавать информацию.
Ход урока:
Деление класса на 4 группы (с помощью карточек), рассаживание, приветствие, объявление темы урока. Запись даты, темы урока учащимися в тетради.
(слайд № 1)
Выход на проблему. Прочитайте 2 высказывания, сформулируйте проблему, над которой будем работать (слайд №2). Запишите ее. Почему совесть издохла и нужно бежать от революции прочь?
Целеполагание. Какова цель нашего урока? Запишите ее (слайд № 3). Выявить отношение М.Горького и А. Блока к революции.
Как вы понимаете понятие «революция»? (слайд № 4). Значит, что нужно выявить?
(отношение разных авторов к общественному перевороту, связанному с установлением новой власти). Как будем реализовывать цель?
Задачи (слайд №5):
цель революции
моральный облик революционера
отношение к женщине
отношение к религии
к старому миру
к культуре
пути спасения общества во время социальных потрясений.
4. Работа в группах. Задачи распределяем по группам: 1группа – «А. Блок» – решает задачи № 1,2;
2 группа – «М.Горький» - № 3,4;
3 группа – «Двенадцать»- № 5,6;
4 группа – «Несвоевременные мысли» - № 7.
Как работаем? Распределяем роли. (С помощью текстов, таблицы в тетради, которую будем заполнять, листов на столе). Прием «Фишбоун». (3-5 минут).
5.Проверка работы групп.
1 группа – слайд № 6 ( отрывок из фильма «Собачье сердце») Марш красноармейцев.
2 группа слайд № 7 ( отрывок из фильма «Собачье сердце»).
Физминутка (слайд №8).
3 группа и 4 (слайд № 9).
На доске – результаты работы групп.
6. Рефлексия Возвращение к цели урока, проблемной ситуации. Почему? Потому что в погоне за властью государство не может и не хочет защитить своих граждан.
Отметьте в тетради знаками + и – те критерии, которые схожи у Горького и Блока (задачи).
Почему эти мысли были своевременны тогда? А сейчас, 97 лет спустя, своевременны ли они?
(Слайды № 10-13). Украина, Майдан.
Что происходит с человеком, который отрицает религию, культуру, женское начало, мораль, духовность? (он превращается в зверя)- (слайд №4). Отсюда и образ ветра, сметающего все на своем пути. Какие строки из поэмы вы можете привести?
А какой путь спасения общества предложите вы?
Запишите ваши ценности в порядке их важности для вас, проранжируйте их (на листах А -4). Выброс на доску.
7 Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточек, лежащих на ваших столах.(слайд № 14).
Спасибо за урок.
8. Домашнее задание. Прочитать ранние рассказы М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», выявить нравственные ценности в них.
15