Статья на тему Личностно-ориентированный подход при изучении темы «Натюрморт» (гравюра) на уроках ИЗО


Личностно-ориентированный подход при изучении темы «Натюрморт» (гравюра) на уроках ИЗО Одним из ключевых направлений деятельности современной школы является личностно – ориентированный подход. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Учитель , использующий личностно – ориентированный подход, уделяет внимание целостной личности ребенка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей. Личностно ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, использование программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирование учащихся по знаниям, способностям, потребностям.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
 Центром всей образовательной системы при личностно-ориентированном подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на уроках изобразительного искусства. Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. И все сложнее становится заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Перед учителем стоит сложная задача заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда, дать детям материал для вдохновения ,веру в свои творческие способности, вызвать чувство гордости за конечный результат. Поэтому на уроках изобразительного искусства одним из средств повышения творческой и познавательной активности является применение личностно-ориентированного подхода. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Остановлюсь на примере изучения темы «Натюрморт в графике» в 6 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с видами печатной графики, а входе практической работы знакомятся с процессом получения гравюры (гравюра на картоне) . Выполнение печатной доски и получение оттиска с этой доски для 6- классников становится одним из запоминающихся видов творческой деятельности.
 Сегодня, способ выполнения  гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения, поэтому его можно успешно применять на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Применение эстампа на уроках, даёт возможность нестандартного решения творческих задач, развивает детскую фантазию, воображение. Резкие контрасты черного и белого придают этим работам ощущение таинственности и, как правило, у всех получаются хорошо.
Что необходимо для выполнения эстампов?
Материалы для детей: картон, ножницы, фото и репродукции натюрмортов, карандаш, альбом, клей ПВА
Материалы для учителя: Типографская краска (обезжиренная масляная краска), для печати годится краска любого цвета; стекло (небольшое количество краски выкладываем на гладкую поверхность); валик (краску на стекле раскатываем тонким слоем и наносим на поверхность приготовленной матрицы); бумага хорошо впитывающая воду; ложка- для равномерного получения оттиска; кружево, ткань фактурная, бумага.
Приступаем к работе (проведения учебного занятия осуществляется в несколько этапов, учащиеся работают в парах):
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. За неделю до урока учащимся дается задание найти изображение натюрморта с указанием техники исполнения, автора работы. Среди представленных работ совместно выясняем, к какому виду искусства они относится (выявляем группу репродукций относящихся к печатной графике)
-«Сегодня наш класс превращается в мастерскую художника графика, в нашей мастерской есть всё необходимое для создания гравюры на картоне (картон, ножницы, типографская краска, необходимые инструменты)»
- Чтобы создать гравюру что необходимо нам подготовить? (печатную доску) Т.О. побуждается интерес к новому виду творческой деятельности - изготовления гравюры.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети переходят на самостоятельную работу и взаимопроверку.
Изготовление матрицы для картоногравюры осуществляется в парах (мини команда)
Этапы выполнения гравюры  на картоне:      
Индивидуальная работа. Каждый выполняет свой вариант эскиза будущего натюрморта (россыпь фруктов, посуда, ваза с фруктами, букет цветов…)
В результате совместного обсуждения эскизов в парах учащиеся останавливаются на более удачном композиционном решении натюрморта. Окончательный вариант натюрморта рисуют на листе размера «печатной доски». Следят за уравновешенностью композиции.
Переводят и вырезают из картона элементы натюрморта согласно рисунку. Предметы вырезаются цельными. компонуют на плоскости «печатной доски». (Необходимо напомнить Т.Б. при работе с ножницами) Вовлеченные в процесс моделирования, учащиеся решают важные задачи освоения принципов графической композиции, учатся группировать, передвигая элементы, дети могут изменить композицию, найдя более интересный композиционный вариант, учатся соблюдать пропорции.
Наклеивают элементы натюрморта с дальних предметов (линия стола, дополняют композицию необходимыми фактурными материалами. Матрица готова!
Во время работы в парах педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь, следит за качеством выполнения работы, аккуратностью приклеивания элементов.
Покрытие доски краской: типографская краска выкладывается на гладкую поверхность, разбавляется , наносится равномерно на валик затем накатывается на доску.
Выполнение эстампа – оттиска: положив чистый лист сверху красочной стороны доски и осторожно приглаживаем рукой, затем резиновым валиком прокатываем выпуклые детали. Аккуратно снимаем оттиск с печатной формы. Гравюра готова!
Уборка рабочего места.
Итоговый этап  Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в парах. - Как изменилось бы помещение?
Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы.
В процессе занятия гравюрой на картоне углубляют знания учащихся о видах графики, осваивают понятие гравюра, эстамп, знакомятся с основами композиции.
Выполнение высокой гравюры на картоне предполагает формирование умения принимать самостоятельные решения и самостоятельно выбирать способы и средства реализации задуманного. Это создает ситуацию вариативности обучения, позволяя ребенку самостоятельно делать выбор, а значит, способствует индивидуализации развития школьника.
Появляются большие возможности для творческого подхода при решении задач, возможность экспериментировать различными материалами.
Процесс получения оттиска завораживает, учащиеся с неподдельным восторгом создают свои гравюры, возрастает уверенность в своих силах у детей разного уровня способностей.
Входе организации и проведении урока ИЗО по теме «Натюрморт в графике», использовались личностно-ориентированные технологии: Исследовательская - создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Групповая технология, коммуникативная (дискуссионная), технология сотрудничества- работая в группе дети, имея различные точки зрения, различный подход в изображении натюрморта через обсуждение приходят к совместному решению.
Деятельностная, рефлексивная. Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания, способствует индивидуальному развитию, активизации деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению.
Основные источники:
Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к «П.С.».-2001.-№32.-С. 6-10.
Бондаревская, Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 20с.
Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е. Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 20с
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007. – 96с.