Мысли вслух: О смысле жизни и смысле нашего образования.

Мысли вслух:
О смысле жизни и смысле нашего образования.

Социальный заказ, предъявляемый сегодня российской школе, несомненно, ориентирует ее на приоритеты, связанные не столько собственно с обучением, сколько с воспитанием, развитием и социализацией учащихся.
А что же на практике?
Одна из самых больших проблем нашего образования – необходимость коренного изменения той школы, которая до сих пор выполняет функции носильщика знаний. И только те школы, которые уже сегодня связывают учебный процесс с развитием и социализацией учащихся, наполняют учебный план соответственно требованиям времени, завтра будут востребованы и станут опорой общества.
Если в 90-е годы тревожный и агрессивный человек имел больше шансов выжить, то новое время требует людей, способных к обучению, усидчивых, менее агрессивных, договороспособных.
Меня можно обвинить в радикализме, но, по моему мнению, школа, где не преподают или преподают на плохом уровне – изобразительное искусство, музыку, мировую художественную культуру, этику и психологию семейных отношений, речь и культуру общения, философию – это неконкурентоспособная школа. Столь крайнее мое суждение вызвано бескрайним непониманием некоторых школ и родителей: кому и зачем нужны эти уроки и, главное какой от них прок человеку. Знаю школы, где творчество, знания о семье невежественно преподносятся в жертву выживания ради увеличения нагрузки по «основным» предметам и поддержки зарплаты «основным» учителям.
Не каждая современная школа дает возможность системно задавать и системно получать ответы на самые значимые вопросы: что такое совесть, честь, долг?
А, в конечном счете: в чем смысл жизни? Нет таких уроков в школах, они не предусматриваются учебными планами. Отсутствие у школы сколь – нибудь профессионального внятного ответа для себя задвинула этот вопрос как риторический далеко на задворки современной педагогической мысли. И, как следствие, отсутствие в учебном плане уроков об осознанном смысле жизни. Так обрывается логическая педагогическая цепочка, из которой складывается воспитательная система школы.
О какой воспитательной системе школы можно говорить, если сегодня выпускные вечера превратились в мероприятия, где отдельные «мамочки-активистки» смогут удовлетворить свои родительские амбиции. И школа отмечает праздник громко, с размахом, чтобы потом похвалиться – кто, где отметил (ресторан, бар, кафе, а то и на базе отдыха) и сколько это стоило. Все это происходит не без поддержки администрации и учителей, либо все «сваливают» на родительский комитет и забывают, что они еще и Педагоги.
А поэтому должны вмешиваться в подготовку к выпускному вечеру. Наконец, разъяснять «особо активным родителям», что дискриминация детей не допустима, и дети не виноваты в том, что их семья не может найти нужную сумму.
Как же педагог сможет смотреть в глаза своему ученику, которому придется уйти после торжественной части вечера.
Убеждена, выпускной надо проводить только в школе. Я этот традиционный формат всегда отстаивала.
Выпускной вечер – это прощание со школой в родной школе.
Её уже в жизни наших детей не будет, рестораны и кафе – все еще впереди.
Что же происходит с нашей школой? Теперь «шикуют» не только одиннадцатые, но и детсадовцы, начальная школа и девятые, и невдомёк, что современная пышность от дурного тона.
Вот и получается, что учить наших детей искусству жить, в том числе и искусству праздновать остается за школой.
Неспособность школы ответить ученику на главные вопросы жизни чревата для него неумением ставить вопросы и отвечать на вопросы, которые жизнь все равно рано или поздно перед ним поставит. Да еще и потребует высокую цену за незнание ответа.


Г.Ф. Чечулина, отличник народного образования,
Академик, действительный член Академии творческой педагогики.

15