Эссе учителя математики Мысли вслух


 
Шляхчук Наталия Александровна, учитель математики и физики, стаж- 25 лет, вторая категория, КГУ «Белозерская основная школа».
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».    Л.Н.Толстой.
Выбрать профессию учителя – это поступок. И я ни о чём не жалею! Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик - это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь…                               
                                      На свете ни единому уму,                                                        Имевшему учительскую прыть,                                                         Глаза не удалось открыть тому,
                                                                Кто сам не собирался их открыть.                                                                          И. Губерман (р.1936) – российский поэт
Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
Мое педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться»
Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои  взгляды и позиции. Если  обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.
Народная мудрость гласит: много званых, но мало избранных. За то, чтобы учитель был не просто «званый», а «избранный», в ответе – все мы, все наше общество.
Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив,  «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться», - писал Л.Н. Толстой (1828-1910).
 Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь будет уместно предложить несколько способов самомотивирования, опробованных на собственном опыте.
1. Всегда настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.
2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивированность и удовлетворенность.
3. Определять приоритеты своих целей, которые для человека в разное время могут выстраиваться в разную по значимости шкалу. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает его преуспевающим в жизни.
4. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.
5. Доводить начатое, задуманное до конца. Не отступать от желаемого,  запланированного.
6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.
Я нахожусь в постоянном поиске новых идей, затей. Занимаюсь самообразованием, постигаю азы информационно-коммуникационных технологий. Я считаю, что это шаги в правильном направлении.
Верными шагами на пути покорения «вершины знаний», я считаю, и посещение нами семинаров, конференций, открытых уроков, курсов повышения.
Современный мир — это понятие звучит повсеместно. Люди получают удовольствие от новых технологий, свободы слова и выбора. С новыми технологиями в новый современный мир должен вступить и «новый» человек.
Перед нами — учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро изменяющегося мира
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Мне,  педагогу с более чем 25 летним стажем в данной статье хотелось бы поделиться своим видением на причины, по которым возникла сама идея преобразований.
Для меня сейчас стоит вопрос: Как подготовиться к «штурму» такой «вершины знаний»? Смогу ли я это сделать? Ведь на мне будет лежать большая ответственность!
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании   невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями,   новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания  с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
 Общаясь с коллегами  я пришла к выводу,  что на  сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
– В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего?
– Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
– Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
– В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
В настоящее время очень много мы говорим о технологизации учебного процесса, о преимуществах  внедрения тех или иных  педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать  созданию в  школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации?
Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
- демократизация общества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
- рост значения человеческого капитала.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования , насколько я поняла в рамках данных курсов, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Итак, что,  по моему мнению ,  требуется от учителя? Это умение:
-формулировать учебные цели для   достижения результатов;
-строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала;
-готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями;
- использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса ;
- создавать  условия для опережающего развития учащихся в  и личностно-деятельностной направленности  ;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результатов, направленные  на достижение поставленных целей.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Что требуется от ученика? Это, опять же  по – моему мнению, умение:
- использовать  возможности выстраивать  индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
- усваивать умения, способы, приемы своей дельности использовать   знания, умения и навыки и имеющуюся информацию  для разрешения учебных ситуаций .
Мне как учителю интересно насколько обновления коснуться начальной ступени образования. В этой связи особую значимость приобретает в условиях обновлени содержания  образования уровень дошкольного образования и воспитания. Предшкольная подготовка 5-летних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе.
Результаты обучения в школе детей потребуют от нас ,педагогов,  всестороннего  и объективного  оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного.  Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся. - В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».    Л.Н.Толстой.
Выбрать профессию учителя – это поступок. И я ни о чём не жалею! Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик - это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь… 
«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                                 
                                     На свете ни единому уму,                                                        Имевшему учительскую прыть,                                                        Глаза не удалось открыть тому,
                                                                Кто сам не собирался их открыть.                                                                          И. Губерман (р.1936) – российский поэт
Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.
Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.
Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем».
Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Для совершенствования профессионализма, как и совершенствования личности, возможны разные пути.
Я учитель предмета математики и физики.
Работая над темой : «Использования инновационных технологий на уроках математики и физики» я использую теорию Шульмана т.к. успешность учителя обусловлена наличием у него «трех помощников»
 «голова» -профессиональное понимание
 «рука» - практические навыки преподавания
 «сердце»- профессионально- нравственные качества учителя. Они помогают мне достичь цель.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.В педагогической деятельности ставлю несколько задач: 
дать учащимся качественное образование по математике
раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося
привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
совершенствование форм организации учебной деятельности
использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения
развивать и укреплять интерес к математик Так как в своей педагогической деятельности я непосредственно соприкасаюсь с учениками 5-9 классов, то свою работу с детьми строю, учитывая возрастные особенности учащихся. В результате чего прихожу к выводу, что детям надо давать не готовые ответы на поставленные вопросы, а организовывать процесс обучения таким образом, чтобы они сами нашли способы решения проблем. Ведь не случайно Конфуций говорил : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать - и я научусь».
Для того чтобы ученик хорошо и с готовностью работал на уроке, необходимо, чтобы он чувствовал себя комфортно. Я считаю, что учитель не должен категорично выражать негативную оценку их деятельности.