Приложение к уроку обществознания Человек познает мир (10 класс)


Приложение к уроку
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация обучающихся Беседа, мотивационный настрой, показ видеоролика. Показ слайдов Отвечают на вопросы, психологический настрой, просмотр видеоролика, делают вывод.
2.Подготовка к изучению нового материала Повторение и актуализация опорных знаний. Работа со слайдами. Работа со словарем, составление таблицы, ответы на вопросы , выводы.
Словарь терминов
Познание - процесс получения знаний.
Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.
Объект познания - предмет или явление, которые изучаются человеком.
Метод-совокупность приемов получения определенного результата.
Виды методов:
НаблюдениеИндукция
Дедукция Сравнение
ЭкспериментМоделирование
Анализ Синтез

Эмпирическое означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта.
Теоретическое означает формулирование общих закономерностей.
Какие методы познания относятся к эмпирическим, а какие к теоретическим? На основе этих данных, составьте таблицу.

Текст 1. Как менялось представление людей о курении?
( Используйте алгоритм работы)
Ответ к тексту сделайте в виде слайда.
Более 4-х столетий назад жители Западной Европы были потрясены чудовищным зрелищем: видом людей, пускающих вонючий дым изо рта и носа. До 16 века подавляющее большинство землян понятия не имели о табаке. Но вскоре он быстро проник в разные страны. В России его попытались запретить, курение каралось поркой и ссылкой в Сибирь. Но Петр I превратил курение в модное занятие. Производство табака давало огромные доходы. Курение было привлекательным. В 1828 году из табака выделили вещество: никотин, назвав по имени Жана Нико, который переслал семена табака на родину во Францию.
Текст 2. Что истинно, а что ложно в представлениях людей о курении?
( Используйте алгоритм работы)
Ответ оформить в виде таблицы.
Никотин в ничтожных дозах возбуждает нервную систему, при длительном употреблении угнетает ее. Группа алкалоидов, к которой относится это соединение, оказалась ценной для медицины: одни из них усиливают кровообращение, другие учащают дыхание, третьи расслабляют мышцы, четвертые устраняют чувство боли… Никотин возбуждает деятельность сердца, а окись углерода, присоединяясь к гемоглобину крови, уменьшает количество кислорода в ней и вызывает кислородное голодание сердечной мышцы. Курение в Европе появилось как потеха, игра и мода. А дальше сработал «стадный» инстинкт, стремление испытать то, что другим нравится. Табак дурманит сознание, вызывает эйфорию.
Рекомендации:
Работа над текстом организуется следующим образом:
Составляется таблица: в одну колонку выписываются суждения, с которыми следует согласиться (истинные представления о курении), в другую - ложные (нет потребности у организма). Затем результаты анализа обсуждаются.
Текст 3. Что явилось критерием истины при изучении влияния табака на здоровье человека?(Используйте алгоритм работы)
Ответ к тексту сверните в виде схемы.
В табачном дыме присутствуют окислы азота, цианистый водород, радиоактивный полоний, канцерогены, вызывающие раковые заболевания. Смертность среди курильщиков вдвое выше, чем у некурящих из-за болезней сердца, сосудов и легких. Страдают курильщики и те, кто оказывается рядом. Почему же раньше не было вымирания курильщиков? Во-первых, средняя продолжительность жизни людей в прошлом была вдвое ниже, чем сейчас (30-40 лет), вредные последствия курения не успевали сказываться. Во-вторых, индейцы употребляли табак, живя на свежем воздухе. Современные люди дышат другим воздухом (сильно загрязненным). И небольшой довесок дыма может стать роковым для здоровья.
Ответы к тестам.
1-а
2-в
3-б
4-научное
5-в
6-4, 5
7-в
Критерии оценивания теста:
«5»- 7; «4»- 6-5; «3»- 4; «2»- 1-3
Домашнее задание
HYPERLINK "../Итоги%20урока.docx"1. §1, стр.10-14, самостоятельно прочитать о методах дедукции и индукции, стр.13-14.
2.Повышенный уровень из заданий ЕГЭ. Решить интеллектуальную задачу «Где находится мое Я?», проанализировав три суждения: «Я - это мое тело», «Я - это мое положение в обществе», «Я - это мои мысли». Можем ли мы согласиться с этими суждениями? Аргументируйте свой ответ.
3. Провести свое исследование на тему использования шпаргалок в учебном процессе (стр.15,задание 6).
Рекомендации к заданию № 2.
В ответе должны содержаться следующие элементы:
1) с этими суждениями можно согласиться, но лишь частично;
2) наше Я далеко не исчерпывается внешним обликом и социальным положением, это внутренний мир чувств, эмоций, мыслей;
3) наше Я нельзя назвать целиком сознательным, так как его специфику составляют биологические и психические факторы.
Вывод к уроку:
Познание играет важную роль в человеческой жизни, давая узнать новое о мире, изменить свое мнение о процессе или явлении. В познавательной деятельности используются методы познания, чтобы получить истинные знания .Сущность познания - истина. Истина-процесс верного, правильного отражения действительности .Критерий истины- практика.
Запомните:
Кто курит табак - тот сам себе враг.
Табак уму не товарищ.
Курильщик - сам себе могильщик.
Вывод: разумны те потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств. Ложные наносят вред ему самому и окружающим людям