Технология развития критического мышления как инструмент формирования УУД.












Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 г. Лиски
Нефедова С.А.



Лиски
2015

Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в тексте ФГОС, является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Сейчас существует очень много различных технологий, помогающих учителю сформировать УУД. Например:
Технология проектного обучения.

Технология проблемного изложения учебного материала.

Технология исследовательской деятельности.

Коммуникативно-диалоговые технологии.

Технология развития критического мышления.

Технология модульного обучения.

Кейс – технология.

Технология учебной игры.

И вот, посмотрев на всё это множество технологий, учитель спрашивает себя: «Какую же выбрать?»
Я не исключение и тоже задалась этим вопросом. После посещения различных семинаров, поиска информации в интернете, выбор пал на технологию развития критического мышления.
Почему же именно ТРКМ? Для ответа на этот вопрос достаточно сравнить цель данной технологии и определение УУД.
Цель технологии развития критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
УУД(в широком смысле)– это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В определениях всё созвучно, но так ли это на самом деле? Рассмотрим технологию развития критического мышления немного подробнее.
Основу её составляет трёхфазная структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Для выполнения этих задач в технологии есть ряд приёмов. И через эти приёмы начинается/продолжается формирование познавательных и регулятивных УУД и, частично, личностных и коммуникативных.
Задачи фазы осмысления (осмысление материала во время работы над ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
И на этой стадии урока можно формировать сразу все виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
И заключительная стадия – рефлексия. Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов).
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Конечно на этой стадии бОльшее внимание уделяется личностным и регулятивным УУД.
Один урок, а работа проведена по всем 4 видам УУД.
На мой взгляд, технология развития критического мышления – одна из наиболее удобных технологий для формирования всех видов универсальных учебных действий.