Статья: Интерактивная доска как инструмент развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся


Интерактивная доска как инструмент развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
-5524510350500
Заходяйченко Лариса Александровна,
учитель английского языка МБОУ СОШ № 4
высшей квалификационной категории
В данной статье я обобщаю свой опыт использования интерактивной доски на уроках английского языка.
Интерактивную доску, мультимедийный проектор следует относить к экранным ТСО. Но это лишь средство, которое может стать помощником учителю. Эффективность ее использования зависит от самого учителя, от того, насколько полно он использует ее возможности. Именно поэтому, я решила поделиться с коллегами своим опытом. Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.
29679902413000В моей практике Smart Board помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения, созданные в программе Smart Board и импортированные из Word, помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения:
106299062865000Интерактивная доска предоставляет мне отличную возможность создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала:
340550529845000С помощью функции “Drag and Draw” закрепить изучаемый грамматический материал; и отработать его употребление в речевых конструкциях:
100584023177500Интерактивная доска незаменима при введении нового лексического материала:
и для проверки запоминания введенных слов,
-356235412750035966407937500
а также ИД дает хорошую возможность для формирования лексических навыков по теме:
1520190-254000
Интерактивную доску можно использовать на основных этапах уроках и как различный опорный материал в соответствии с его задачами:
341566510414000-7048510287000
При закреплении материала, самостоятельной работе, решение можно спроецировать на доску с помощью сканера, либо выполнить на доске, прокомментировать или сверить с помощью заранее заготовленного слайда или фрагмента программы. Задавая на дом индивидуальное и дополнительное задание, при необходимости на доску можно спроецировать иллюстрации к вопросу домашней работы и прокомментировать. Специальные функции и преимущества доски состоят в том, что не надо стирать с доски, можно взять новую страницу, а написанное задание либо сохранить, либо очистить, можно вернуться к ранее решенным задачам, а также существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, используя программное обеспечение доски. В работе с доской у детей могут быть задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная.
Интерактивная доска дает возможность буквально перед уроком создавать новые упражнения из уже имеющихся в информационном банке:
38696903492500-2705104508500
Формы работы на уроке с использованием интерактивной доски способствуют поддержке активности учащихся:
Задачи исследовательского плана, например, посредством моделирования.
Игровые ситуации.
Творческие задания.
Использование дополнительных устройств и систем опроса.
Почему я использую интерактивная доску:
является заменителем проектора - на неё можно проецировать любую презентацию.
является заменителем обычной доски - на ней можно писать маркерами.
является сенсорным монитором для подключенного ПК. Движения маркером по доске равносильны движению мышью по экрану монитора.
используется для демонстрации учителем ЭОР.
используется для объяснения работы с какой-либо программой.
имеет собственное программное обеспечение.
34537655651500имеет дополнительные возможности: наличие встроенной галереи ЭОР - коллекции изображений по различным школьным предметам.
работа с картами.
функция перетаскивания.
работа с инструментом маркер, позволяющим прекрасно работать не только с картами, но и применять рисунки при различной деятельности на уроке.
работа с изображениями.
затемнение экрана (шторки и др.).
Интерактивную доску на различных этапах урока я чаще использую  в следующих направлениях:
1.  Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и, легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
2. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
4. Помочь проверить знания учащихся. Например, тренажер устного счета, математические диктанты и т. п.
При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, устанавливать соответствия, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Можно рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические файлы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам задают занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный  материал.
Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учеников, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.
373443551308000Выводы: при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность образовательного процесса за счет следующих возможностей:
возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования, мыследеятельностного и виртуального эксперимента;
инновационная наглядность изучаемого материала; возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;
повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета.
Это дает мне возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента. Результаты такой работы сказываются на следующих показателях:
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях
№ п/п Наименование Ф.И. участника Учебный год Класс Результат
1 Международный игровой конкурс «Британский бульдог» Рыбалко Альберт 2010-2011 10 985 место в регионе
2 Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Заднепровская Ангелина 2010-2011 8 свидетельство
3 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников Заднепровская Ангелина 2011-2012 8 призер
4 Всероссийский заочный конкурс
«Познание и творчество», «Зимний тур» Фомичева Ольга 2012 -2013 6 II место
5 Международный конкурс-игра по английскому языку «Английский лев» Группа учащихся из 17 человек 2012-2013 2-11 Свидетельство участника
6 Международный конкурс-игра по английскому языку «Английский лев» Заднепровская Ангелина 2012-2013 9 10 место в регионе
7 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников Заднепровская Ангелина 2013-2014 10 призер