Конспект урока по праву в 10 классе, профильный уровень тема Гражданство как правовая категория


Конспект открытого урока по праву. 10 класс.
Тема: Гражданство как правовая категория.
Цели урока: сформировать представление учащихся о гражданстве РФ ; рассмотреть порядок приобретения и прекращения российского гражданства ; охарактеризовать компетенцию уполномоченных государственных органов по решению вопросов о гражданстве;
Способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений.
Основные понятия и термины: гражданство, паспорт, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, двойное гражданство.
План
1. Понятие гражданства.
2. Основания приобретения российского гражданства.
3. Основания прекращения российского гражданства.
4. Государственные органы, компетентные решать вопросы о гражданстве.
Организационная структура урока.
1 этап. Организационный момент.
Цель- мобилизация внимания учащихся.
Вступительное слово учителя:
Несколько десятилетий назад СМИ описывали многочисленные случаи, связанные с различными казусами приобретения гражданства.
Так гражданка Аргентины Роза Бисьон полетела к мужу на самолете в НЬЮ-ЙОРК. Когда самолет взлетал в Рио-де-Жанейро, у женщины начались роды. На летном поле ,в Бразилии появился на свет мальчик. Мать чувствовала себя хорошо и хотела лететь дальше, но возникшие проблемы не позволили этого сделать. Ребенок автоматически стал бразильским гражданином. Значит следовало выполнить все формальности, необходимые для бразильцев, выезжающих за границу. Ребенок должен был иметь метрики с согласием отца, свой загранпаспорт. Роза Бисьон три недели жила в одном из отелей Бразилии, пока власть готовила необходимые бумаги. Оказалось, что новорожденный должен был еще заплатить 22 тыс. крузейро как каждый покидающий родину бразилец.
Этот случай демонстрирует особую значимость той правовой связи, которая возникает между человеком и государством и порождает важную для юриспруденции категорию- гражданство.
слайд №1- Тема
Слайд № 2- цели
Этап №2. Вызов.
Цель- актуализация знаний учащихся.
Слайд № 3- Понятия урока.
Учащимся предлагается познакомиться с понятиями урока и попытаться самостоятельно дать им определения.
Этап № 3.
Задание для учащихся, которые имеют интернет в телефонах:
Найти примеры лишения гражданства в СССР. И Стихи Маяковского О советском паспорте.
Понятие гражданства. Выступление учащегося с презентацией по теме.(Деше К.) Зачитайте отрывок из стихотворения Маяковского Стихи о советском паспорте.(Я волком бы выгрыз бюрократизм...).
Вопрос к учащимся:
-Почему Маяковский написал с такой гордостью о советском паспорте.?- Кто из известных людей были лишены гражданства в СССР?
Слайд №4. Определения понятий. Вопрос учащимся: В чем Вы ошибались? А в чем были правы?
Этап № 3. Основной.
Основание приобретения российского гражданства. Метод- критического мышления. Базовая модель данной методики состоит из трех этапов: «вызов», «осмысление», «рефлексия».
Слайд № 5. Стадия вызов. Проводится игра «Веришь- не веришь».
Веришь ли ты, что:
А) Ребенок, который родился в самолете российской авиакомпании «Аэрофлот»,совершившем посадку на территории Испании, приобретает российское гражданство.
Б) Для приобретения российского гражданства несовершеннолетним в возрасте 14 лет и старше необходимо его согласие.
В) Несовершеннолетний, родившейся в Польше, получает российское гражданство после проживания в течение трех лет на территории России со своими родителями, не являющимися гражданами Российской Федерации.
Г) Для приема в российское гражданство в некоторых случаях сокращается срок проживания на территории России с пяти лет до одного года.
Д) Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» не предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для людей, которые имели гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств.
Этап «Осмысление».
На этом этапе учащийся выступает с презентацией по теме: «Порядок приобретения и прекращения российского гражданства».
Затем учащимся предлагается прочитать & 26 пункт «Порядок приобретения и прекращения российского гражданства». И выписать в тетрадь дополнение к схеме в презентации.
На этапе «Рефлексия» учащиеся зачитывают свои записи и совместно с учителем проверяют точность формулировок оснований приобретения гражданства.
Анализируется правильность заполнения карточки «Веришь- не веришь», выявляются причины ошибок.
Решается познавательная задача на стр.124 № 1. (по теме прекращения российского гражданства)
Закрепление. Учащимся предлагается ответить на вопросы № 1-4 после & 26.
Домашнее задание. & 26 читать, составить кластер стр122. Процедура приобретения гражданства., выполнить задания № 2,.