Статья в методическом сборнике Об уроках и не только (из опыта работы педагогов общеобразовательных учреждений Советского района г. Нижнего Новгорода)

Педагогическое управление проектной деятельностью

Е.В. Богданова, заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 46
Успех проектной деятельности школьников во многом зависит от способности учителя организовывать проектную деятельность учащихся и управлять процессом проектирования.
Педагогическое управление проектной деятельностью выполняет шесть основных функций. Процесс их реализации в ходе руководства ученическими исследованиями можно описать следующим образом:
Информационно- аналитическая функция педагогического управления проектами реализуется на этапе формирования банка данных о познавательных интересах учащихся школы, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса, группы. Основанием для сбора информации служат опросы, наблюдения, изучение продуктов деятельности учащихся школы.
Мотивационно-целевая функция. Совместно с учащимися учитель определяет цели проектной деятельности, актуальность тему проекта, побуждает к работе по его созданию.
Планово-прогностическая функция. Планирование путей и способов достижения цели, составление плана-графика работы над проектом.
Организационно-исполнительская функция. Учитель организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.
Контрольно- диагностическая функция реализуется через осуществление текущего контроля деятельности школьников и анализ результатов их поисковой деятельности.
Регулятивно-коррекционная функция заключается в коррекции деятельности учащихся, регламентации их работы, обучении школьников приемам самоуправления, рефлексии.
Успешное педагогическое управление проектной деятельностью дает возможность учащимся научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать себя на работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать рабочему графику. Кроме того, возможность выбора вариантов содержания проекта, оформления работы и способов защиты результатов совместной деятельности создает условия для того, чтобы школьники осознанно развивали свои способности и выбирали наиболее естественную для них форму взаимодействия. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. В ходе руководства проектной деятельностью учеников учителю приходится быть
- энтузиастом, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя, направляя их на достижение цели,
- специалистом, который компетентен в нескольких областях,
- консультантом, который может организовать доступ к ресурсам,
- руководителем, который может четко спланировать и реализовать проект,
- координатором, который поддерживает групповой процесс решения проблем,
-экспертом, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Из авторитетного источника информации преподаватель становится участником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Эффективность самостоятельной деятельности учащихся над проектом складывается из того, насколько успешно ученики освоили под руководством учителя приемы самоуправления учебно-познавательной деятельностью на каждом этапе работы над исследовательским проектом.
1 этап. Запуск проекта.
Учащиеся определяют свою готовность к проектной деятельности, знакомятся с проблематикой возможных исследований, определяют партнеров по проекту.
2 этап. Определение цели проекта.
Выявить актуальность проблемы проектной деятельности, определить цель, задачи, продолжительность работы над проектом и форму его защиты – задачи 2 этапа.
3 этап. Планирование работы.
После анализа проблемы проекта, обсуждения его главной идеи определяются пути достижения цели, изучаются правила оформления творческой работы, а также определяются этапы проектной деятельности.
4 этап. Сбор информации.
Результатом деятельности учащихся на этом этапе может стать список литературы, используемой при подготовке проекта, конспекты различных источников информации.
5 этап. Структурирование информации и проведение исследования.
Содержание работы учащихся на этом этапе: учащиеся структурируют информационные блоки, систематизируют их в соответствии с планом проекта. На основе отобранной информации проводят исследование. Анализируют первичные результаты исследовательской деятельности. Результат работы – первый вариант проекта.
6 этап. Обмен информацией.
В ходе обсуждения с партнерами полученных результатов учащиеся при необходимости проводят дополнительные исследования, уточняют правила оформления проекта. В результате содержание проекта откорректировано.
7 этап. Оформление проекта. Учащиеся оформляют проект и готовят его к экспертизе.
8 этап. Экспертиза проекта.
Учащиеся рецензируют работу партнеров, обмениваются вопросами и ответами. Учитывая полученные на проект рецензии, готовят выступление. Выступают на конференции, участвуют в дискуссии.
9 этап. Рефлексия.
Участники проекта оценивают уровень собственных достижений. Анализируют эффективность путей достижения цели. Выявляют проблемы, над которыми необходимо работать на следующем этапе обучения.
Проектная деятельность логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем системно-деятельностному подходу, так как помогает учащимся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На этапе внедрения ФГОС проектная технология – благодатная почва для творческого сотрудничества учителя и учащегося. Для ученика проект - это возможность раскрыть свой потенциал индивидуально или в группе своих товарищей, найти при этом необходимые знания, применить на практике, достичь результата и публично его защитить. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат важен для всех. Для учителя – это возможность интегрированного обучения и воспитания, средство дифференциации обучения. И если тема проекта актуальна и интересна для детей, это достаточно увлекательное занятие. Учебные проекты позволяют полнее учитывать личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Иными словами, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она: 1) личностно ориентирована; 2) характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; 3) позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; 4) позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; 5) приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.