Методическое пособие для студентов для подготовки к семинару на тему: «Культура советского периода»


МИНИСТЕРСТО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ
ТЕМА: «КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА»

ДИСЦИПЛИНА: ИСТОРИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Екатеринбург
2016
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по учебной работе
ГАПОУ СО «ЕМК»
______________________________
Шнейдмиллер Ф.И.
«_____»______________2016 г.
ОДОБРЕНО:
Методическим объединением
____________________________________
(название методического объединения)
Руководитель методического объединения:
____________________________________
«30» сентября 2016 г.

Разработчик:
Преподаватель ГАПОУ СО «ЕМК»
Пономарева М.П.
(ФИО преподавателя)
_____________________________________
(подпись преподавателя)
«30» сентября 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...…….………….4
Основная часть …………………………………………………………………………………..6
Список литературы и электронных источников……………………………………………….8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации.
В рамках семинара разбирается динамика культурной жизни страны в советский период по вопросам, которые представлены ниже. Ответить на вопросы семинара требуется самостоятельно, и быть готовыми вести аргументированную дискуссию. Ответы могут быть представлены как в письменном, так и в электронном варианте.
Вопрос первый. Дать характеристику противоречивых процессов развития советского общества в XX в. Как усиления негативных явлений в экономической, социальной, политической структуре общества влияли на культуру в целом. Проследить каким образом революционные события повлияли на отечественную культуру, и как она развивалась в годы становления советского государства. Цели и итоги культурной революции, проводимой большевиками.
Формирование советской интеллигенции. Идеология. Пролеткульт, что это такое, какова роль этой организации. Авангардное искусство. Социалистический реализм (произведения и авторы). Обилие групп и объединений в различных видах искусства в живописи: АХРР (Ассоциация художников революционной России), «Четыре искусства», ОСТ (Общество художников- станковистов) и др., в литературе: ЛЕФ (Левый фронт искусства), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и др. Культурный плюрализм. Диктатура.
Вопрос второй. Советская культура в годы Великой Отечественной войн: тенденции, произведения, художественные символы военных лет.
Новые явления в культуре в период «хрущевской оттепели». Роль «шестидесятников» в развитии советской культуры. Как проявилась оттепель в литературе, кинематографе, других видах искусства. Диссиденты: причины появления, примеры акций. «Самиздат».
Вопрос третий. Тенденции в развитии культуры в период перестройки. Как повлияла на культуру политика гласности и переход к рыночным отношениям.
По желанию студента можно приготовить доклады о деятелях культуры советского периода.
Доклад о личности. Доклад об исторической личности проходит в форме презентации своей работы. В защите должны быть представлены основные вехи жизни человек, вклад в советскую культуру и названия самых известных произведений. Приветствуется наличие презентации, фото и видео ряда. Выступление рассчитано на 5-7 мин.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
−− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
−− готовность к служению Отечеству, его защите;
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
−− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
−− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
−− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
−− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Цель: сформировать представление об основных явлениях и процессах культурной жизни страны в советский период, политикой государства в области науки и культуры.
Задачи:
развивать умение дискутировать, вести диалог по теме;
подвести учащихся к пониманию причин идеологического давления на культуру, ознакомить с методами такого давления;
формировать у учащихся критическое мышление.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Перечень вопросов:
1. Осуществление культурных преобразований в 20 — 30 гг. XX в.
1.1. Особенности культуры в первые годы Советской власти.
1.2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма.
2. Особенности культурной жизни страны в 40 — 80 гг. XX в.
2.1. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры.
2.2. Советская архитектура.
2.3.Мода в советский период.
2.4. Советская культура в период "оттепели" и "застоя".
2.5. Развитие науки и техники.
3. Отечественная культура и "перестройка".
Личности
Литература: М.Горький, В. Маяковский, С.Есенин Б. Пастернак, А.Ахматова, М. Цветаева, Р.Рождественский, А. Солженицын, Братья Стругацкие, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, С. Маршак, К.Симонов, В. Высоцкий.
Кинематограф: С. Эйзенштейн, Братья Васильевы, М. Калатозова, А. Тарковский, Л. Гайдай, С. Бондарчук, В. Меньшов,  Э. Рязанов, К.Муратова, Л.Орлова, Н. Мордюкова, Л.Гурченко, В. Тихонов, А.Миронов.
Наука и техника: А.Сахаров, И.Курчатов, Ю.Гагарин, С. Королёв
Художественное искусство: А. Герасимов, К. Малевич, К. Юон, В. Серов, А. Дейнека, О. Комов, Э.Неизвестный, В. Мухина.
Архитектура: Н. Ладовский, К. Мельников, А. Щусев, И. Фомин, Б. Иофан, М. Посохин.
Музыка:  С. Прокофьев, Д. Шостакович, Л. Утёсов, Ю.Энтин,  М. Магомаев,  Л. Зыкина, В. Толкунова, А. Пугачёва,  А. Пахмутова, «Песняры», «Земляне»,  Б. Окуджава, Кино, ДДТ, Ласковый май.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. — М: Corpus, 2013.
Викторов В. В. Культурология: учебник. М., 2004.
История России, XX - начала XXI века. 11 класс. (профильный и базовый уровни) Данилов А., Пивовар Е. и др. Под. ред. Чубарьяна А. 2011.
Тюрин, И. Русская диссидентская поэзия XIX—XX веков Режим доступа: http://www.netslova.ru/turin/rpoetry.html
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. М., 2001
Зоркая Н. История советского кино. СПб., 2005.
sovmusic.ru — сайт, посвящённый военной, патриотической, революционной музыке СССР.
music70-80 — сайт с десятилетней историей, посвящённый музыке 70-80-х годов.