Проект Календарь народных праздников


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт«Быдсяма челядьōс 8 № - а видзанìн» школаōдз велōдан Выльгорт сиктса муниципальной сьōмкуд учреждение
Проект
Календарь народных праздников.
Составитель: Поздеева Е. В.
Направленность:
Коррекционная, познавательно – речевая
для обучающихся 5-7 лет
1 год обучения
Выльгорт2013
Введение
В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.
Народные праздники России, самые любимые и известные — это, без всякого сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы. Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.
Актуальность.
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Возраст детей: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: 2013 – 2014 уч. год
Продолжительность: долгосрочныйЦель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками.
Задачи:
Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;
Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с  природой и строилась на основе народного календаря;
Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.
Методы работы по проекту с детьми:
Наглядные – наблюдения, демонстрация реальных объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.
Практические – творческие задания, упражнения, моделирование, художественное творчество
3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно – ролевые.
5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературыМетоды работы по проекту с родителями:
Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.
Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации, консультации.
Коллективные: консультации, детско-родительские работы.
Привлечение родителей к проведению праздников.
Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность. Использование в образовательной деятельности и работе с родителями мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков современной непосредственной образовательной деятельности, принцип фасциации (привлекательности).
Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным праздникам.
Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о народных традициях, обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на основе народного календаря.
Продукт: Альбом «Календарь народных праздников».
Основные виды деятельности детей, организуемые педагогом Проектная карта.
Беседы Наблюдения (экскурсии, прогулки) Игры (народные, дидактические, сюжетно – ролевые) Конструктивная деятельность Народные приметы, пословицы, поговорки, обряды. Работа с родителями
1. Сентябрь
«Осенины» Осень, осень в гости просим. Экскурсии на огород, по улицам села. «Во саду ли в огороде», «Где что растет»,
«Магазин «Овощи – фрукты», «Гори, гори ясно», «Урожай собирай» Лепка из соленого теста «Овощи», «Фрукты», аппликация «Пирог с ягодами», рисование «Девочка Осенина» Гром в сентябре предвещает теплую осень. Много желудей на дубе – к лютой зиме. Много рябины уродилось – осень будет дождливая. Ширма «Детям об осени».
2. Октябрь
«Покров» Как осень с зимой встретились.
История одежды. Наблюдение за первым снегом, инеем. Экскурсия в мини музей детского сада «Уж ты, прялица, ты прялица моя». Р.н.и. «Облупа», «Найди одинаковые платки», Аппликация «Прялка моей прабабушки», лепка «Первые снежинки» (На картоне) Октябрь то плачет, то смеётся. В октябре ни на колёсах, ни на санях. В октябре на одном часу и дождь и снег. Обряд «Запекание углов». Папка – передвижка «Покров на Руси».
3. Ноябрь
«Михайлов день» Архангел Михаил.
История оружия. «Собери рыцаря в путь – дорогу», «Раньше и теперь», «Найди одинаковые гербы». Конструирование «Щит и меч», «Рыцарь» (Простой карандаш). В ноябре зима с осенью борются. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели. На Михайлов день =- коли иней – жди больших снегов, зачнется туманом – ростепели быть.
Консультация «Как составить герб семьи». Составление герба семьи.
4. Декабрь
«Екатерина санница». «Ямщицкая страда» Катание на украшенных к празднику санках. «Найди отличия», Конструирование «Санки» (Спичечные коробки). Рисование «Сани расписные» (Городецкая роспись). Декабрь – месяц больших волчьих стай. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвёт. Пришла Катерина – придёт и перина. Ширма «Детям о зиме». Конкурс «Укрась санки»
5. Январь
«Святки» Как в старину колядовали. Колядование. «Пирог», «Обрядись – нарядись» Изготовление масок для колядования (Картон). Изготовление ангелочка из стаканчика. Птицы садятся на вершины деревьев 0 к морозу. Снегири поют при смене погоды – перед снегопадом. Воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра. Совместное с детьми и родителями развлечение «Коляда».
6. Февраль
«Масленица» Широкая масленица. Экскурсия на площадь села «Как выльгортчане к масленице готовятся» «Горелки», «Жмурки» Рисование «Укрась блин». Начало февраля погоже – весну жди раннюю, пригожую. Если на небе много звёзд, то зима ещё долго продержится. Сколько блинов напечешь, столько солнечных дней привлечешь. Блинная неделя (Родители по очереди пекут блины для детей).
Ширма «Широкая масленица».
8. Март
«День птиц» «Сорок сороков» Наблюдения за поведением птиц. «Зимующие и перелётные», Изготовление скворечника. Лепка «Жаворонок» (Соленое тесто). Рисование «Сорока» На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается. Гром ранней весной – перед холодом. На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволья. Папка – передвижка «Как на Руси весну встречали»
9 Апрель
«Пасха» Пасхальное яичко. За наступлением весны. «Пасхальная горка», «Найди яйцо», «Найди наперсток», Украшение пасхального яичка, Увидел грача – весну встречай. Вода с гор потекла – весну принесла. Родительский уголок «Под напев молитв пасхальных», развлечение для детей и родителей «Пасха».
Май
«Егорьев день». Покровитель животных. Наблюдения за животным миром. Экскурсия на станцию юннатов. «Кто как передвигается», «Лото Животный мир». Лепка обрядового печенья из соленого теста. Рисование «Моё любимое животное». Дождь в мае – жди урожая». «Коли май в начале тёплый, жди холодов со второй половины». Ширма «Егорьев день».