Урок музыки «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова «Садко»


Конспект урока музыки в 5 классе
Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова «Садко»
Цель: формирование познавательного интереса к оперной музыке, характеризовать жанр оперы.
Планируемые результаты. Личностные: сопереживать чувствам других, непохожих на тебя героев. Метапредметные: регулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности, оценивать свою деятельность. познавательные УУД: находить необходимую информацию, сравнивать музыкальные образы героев. Коммуникативные УУД: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура
урока* Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые
результаты
Предметные УУД
Актуализация
знаний Сегодня мы совершим путешествие в музыкальный театр. Рассаживайтесь поудобнее в нашем зрительном зале
Сейчас мы с вами послушаем несколько музыкальных фрагментов, а вы попробуете определить их жанры. Ответы детей: 1. Это танец 2.Вокальный жанр 3.Вокализ( тоже вокальный) 4.Не могут ответить правильно (выдвигают несколько версий) Звучат:1. Вальс Шопена 2.Лакримоза Моцарта 3.Вокализ Рахманинова 4.Вступление к опере «Садко» «Океан- море синее» Понятие жанра
«опера» . Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.
Открытие нового знания Три фрагмента вы опреде-лили правильно, а послед-ний? Почему вы не мо-жете его определить? Почему задание было одно, а мнений несколь-ко? (Осознание противо-речий). -Нет, неверно. Подводящий к теме диа-лог. –А кто исполняет? -Верно, так это симфони-ческая музыка? -А в каких жанрах звучит симфонический оркестр? Если это не танец ,может ли быть балет? -Здесь нет солирующего инструмента, может ли быть концерт? Чего мы не знаем, почему не можем определить жанр? Какой возникает вопрос? На помощь нам придет кроссворд. Вот это и будет темой нашего урока.
Беседа. Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходит через все произведение. –Как композитор нарисовал муз. картину моря? -Какие приемы развития он использовал? Какие инструменты помогают услышать нам «краски» моря? -Может танец?
Звучит симфонический оркестр. –Да. –В симфонии, балете, концерте, опере. –Нет. Остается симфония и опера, но отличить их нам трудно ,вот если бы пели Учащиеся ставят цель: Нам надо узнать, как называется это произведение? Разгадывают кроссворд, на пересечении строк получается слово - ОПЕРА (удивление, что не поют, а опера) Разве может такое быть?
-Римский- Корсаков рисовал картину моря с помощью различных муз. инструментов, меняя их, добавляя. –Использовал динамическое развитие музыки. Спокойное море, перекатывающиеся волны- пиано, бушующее море- форте. –Скрипки, виолончели показывают как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана. Смотрят в учебнике иллюстрации. Находят определения понятий «опера» и «либретто». Слушают из оперы песни Садко и Колыбельную Волховы. Познавательные: находить необходимую информацию, сравнивать музыкальные образы песен
Первичное
закрепление Закрепление изученной темы. –Так что же такое опера? -Что такое либретто, зачем оно нужно? Опера- это музыкальный спектакль, где сливается музыка, литература, ИЗО. Это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. –Либретто- краткое литературное изложение сюжета. Без него не поставить оперу. Разучивают главные мелодии песен Коммуникативные: осуществлять музыкально- исполнительский замысел в коллективном творчестве.
Этап контроля Обобщение и закрепление знаний. –Опираясь на знания, полученные ранее, давайте вспомним муз. термины, относящиеся к жанру опера. А сейчас будем работать в группах, находить нужные составляющие средств муз. выразительности для песен Садко. - хор, речетатив, ария, песня, ансамбль. Работа в группах. На карточках напечатаны средства муз. выразительности для песен Садко. Подбирают нужные к каждой песне. Анализируют и объясняют- почему? Личностные: сопереживать чувствам других, непохожих на тебя муз. героев.
Рефлексия деятельности на уроке -Что нового открыли для себя из мира музыки? Что вас сегодня удивило? -Что понравилось, запомнилось? Чья же версия подтвердилась? -Теперь я знаю, что в опере не только поют ,ведь это большой труд, дело, сочинение. –Теперь я смогу отличить оперу от других муз. жанров. Миша- молодец! Он первый сказал, что это опера! –Мне было интересно, я буду ждать новых путешествий в музыкальный театр. Регулятивные: уметь оценивать свою деятельность.