Урок музыки в 5 классе на тему Опера — былина Римского — Корсакова «Садко».


Урок музыки в 5 классе
Тема: Опера-былина Римского-Корсакова «Садко»
Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках на примере оперы-былины Римского-Корсакова Н.А. «Садко».
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на примере оперы-былины «Садко».
Развивающие: развивать у учащихся интерес к музыке, умение слушать и анализировать музыкальное произведение, способствовать развитию музыкального слуха, развивать навыки кантиленного пения.
Воспитательные: воспитывать любовь и потребность в музыке, как средства общения.
Универсально-учебные действия:
- выявление ассоциативных связей музыки с литературой;
-усвоение словаря музыкальных терминов и потятий в процессе восприятия;
-передача собственных впечатлений о музыке в устной речи;
-разучивание и исполнение песен с применением исполнительских средств выразительности;
-умение оценивать свою работу на уроке .Ход урока
1.Организационный момент.
2. Этап подготовки к освоению знаний.
У. Сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств – музыки и литературы.
Напомните – какой вопрос мы задали в начале четверти?
Д. Что будет с музыкой, если не будет литературы?
У. Если не будет стихов, что исчезнет в музыке?
Д. Песня. Останутся только вокализы.
У. Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы - сказкой! Назовите сказки, которые положены в основу оперных и балетных либретто.
Что такое либретто? Это - краткое содержание оперы или балета. В переводе означает - “маленькая книжечка”.
3.Освоение знаний
У. Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его настоящая область деятельности - опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников.
Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере - былине - «Садко».
У. Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?
Д. Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.
У. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса - различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.
У. И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.
(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан - море синее»)
Д. Что-то волнующее, наверное, вода или море.
У. Правильно. Вступление называется «Океан - море синее». Как композитор передает характер моря?
#
Д. Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море - на форте.
У. Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?
Д. Самые певучие струнные смычковые - скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.
У. Познакомимся с двумя главными героями оперы: Садко - купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
Волхова - дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Знакомство их произошло на Ильмень – озере.
У. Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.
Слушание песни «Ой, ты темная дубравушка.»У. На каком инструменте играл Садко?
Д.Садко играл на гуслях.
У.Гусли - старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, изкоторого они изготавливались. Явора - белый клён.
Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень - озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость - дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова - дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью. В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.
И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось.
Что произошло дальше, вы узнаете на следующем уроке.
4.Применение на практике.
Исполнение разученных песен.
5.Рефлексия.
Оценка работы друг другом.

Урок музыки в 5 классе
Продолжение урока на тему: Опера-былина Римского-Корсакова «Садко»
1.Организационный момент.
2.Этап подготовки к освоению знаний.
Продолжаем знакомиться с оперой Римского-Корсакова «Садко»
3.Освоение знаний.
Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда ему плыть.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. - Слушание "Песни Варяжского гостя".
У. Что можно сказать о характере музыки?
Д. Суровая, мужественная, величественная музыка.
У. Варяжский гость рассказывает про свою родину - туманный северный край.
Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский.- Слушаем "Песню Индийского гостя".(
У. Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя?
Д. Образ Индийского гостя - таинственный, завораживающий.
У. Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?
Д. Темп, динамику, тембр, мелодию...
У. Садко снарядил корабли, собрал дружину и отправился в путешествие. Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп, и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. Волхова помогает Садко вернуться на землю.
На берегу Ильмень - озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.
Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы».
У. Какую песню поёт наша героиня?
Д. Мелодия очень медленная похожая на колыбельную.
У. Конечно же, это колыбельная Волховы.
4.Применение на практике.
Разучивание и исполнение «Колыбельной Волховы»
У. Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские.
5.Рефлексия.
У. Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Вспомним еще раз, какую музыку мы сегодня слушали и исполняли?
Д. Мы слушали музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко". Вступление "Океан - море синее" в исполнении оркестра. Песню Садко "Ой ты, темная дубравушка". Мы сами исполняли "Колыбельную Волховы" из этой оперы.
Д. Мы узнали, что многие оперы написаны композитором по сказкам.
У. Мог ли композитор сочинить оперу, если бы не было увлекательной.легенды о Садко?
Д. Нет, не мог.
У. Мог бы существовать в музыке такой замечательный жанр, как опера, если бы литература не предлагала композиторам интересных и занимательных историй?
Д. Нет!
Оценка работы друг другом