План-конспект занятия по дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности на тему Анализ обеспеченности предприятия персоналом, эффективности и полноты его использования

План - конспект
Занятие № 12
Тема 8. Анализ обеспеченности предприятия персоналом, эффективности и полноты его использования

Цель: формирование у студентов знаний и умений по проведению анализа обеспеченности предприятия персоналом, эффективности и полноты его использования.

Задачи:
Образовательная: формирование у студентов знаний в области методики анализа численности, структуры кадров и уровня их квалификации, движения рабочей силы; изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы; определение факторов, влияющих на использование фонда рабочего времени.
Воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, умения слушать других; формирование экономической грамотности.
Развивающая: развитие у студентов логического мышления, речи, аналитических способностей при решении производственных ситуаций и задач; умения четко формулировать свои мысли, работать в группе; интереса к предмету.


План занятия

Организационный момент
Проверка домашнего задания
- обобщение пройденного материала в форме игры;
- письменная проверочная работа.
Сообщение темы и цели занятия
Объяснение новой темы:
- обеспеченность предприятия персоналом (структура);
- движение рабочей силы;
- фонд рабочего времени.
5. Закрепление изученного материала
6. Подведение итогов занятия, задание на дом


Время занятия: 90 минут
Тип занятия: комбинированный





Ход занятия

Часть занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Формы, методы

1
2
Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к занятию
Приветствие преподавателя
Беседа

2
23
- Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, мы повторим пройденное на предыдущих занятиям. И перед написанием небольшой проверочной работы немного разомнемся. Для начала разделитесь на три команды (по рядам). Перед вами игровое табло, на котором изображены категории вопросов (по сложности от 1 до 5 очков) по трем нами изученным темам (земельные ресурсы, основные средства, материальные ресурсы). Начнем с команды № 1. Вы выбираете категорию вопроса и отвечаете на него. В случае неправильного или отсутствия ответа право ответа переходит к команде, первой поднявшей руку и т.д. Итак, начнемВопросы к игре представлены в приложении № 1.
По результатам игры подводятся итоги. Выигрывает команда №
- Ребята, а теперь выберите самого активного учащегося из вашей команды.
Отметим его оценкой «отлично».
- Сейчас я вам раздам карточки – задания для проверочной работы. Ответы и решение на поставленные вопросы и задания оформляете письменно на оборотной стороне карточки. Время на выполнение работы – 10 минут. Можете приступать.
По истечении времени карточки собираются преподавателем.

Слушают объяснение правил игры





Отвечают на вопросы игры

Выбирают лучшего


Решают задания по карточке

Рассказ







Игра


Беседа

Рассказ


Самост.
работа
уч-ся

3
5
- Итак, сегодня мы приступаем к изучению нового раздела: «Анализ использования персонала предприятия и фонда оплаты труда». Вы узнаете методику анализа обеспеченности предприятия персоналом, эффективности и полноты его использования, показатели производительности труда, факторы, влияющие на производительность труда и фонд заработной платы и многое другое. И первое, с чего мы начнем изучение данного раздела – это с анализа обеспеченности предприятия персоналом, эффективности и полноты его использования. Вы научитесь определять обеспеченность предприятия персоналом, анализировать качественный состав персонала, рассчитывать показатели движения персонала, а также изучите методику проведения анализа полноты использования персонала предприятия.
- Запишем структуру сегодняшнего занятия:
- обеспеченность предприятия персоналом (структура);
- движение рабочей силы;
- анализ полноты использования персонала предприятия (фонд рабочего времени).







Записывают тему занятия в тетрадь




Записывают структуру занятия в тетрадь.
Рассказ

4, 5
55
- От обеспеченности операционной деятельности (процесса снабжения, производства и сбыта готовой продукции) персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, полнота использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основные задачи анализа:
изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом в целом, а также по категориям и профессиям;
оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;
выявление резервов более полного и эффективного его использования.
Для анализа нам необходимы информация, данные.
- Какие источники информации для анализа обеспеченности предприятия персоналом Вы можете назвать?






- Абсолютно верно.
- Обеспеченность предприятия персоналом определяется путем сравнения фактического его наличия по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности операционного процесса лицами, имеющими наиболее важные профессии: трактористы-машинисты, шоферы, операторы машинного доения, свинарки, телятницы и т.д. Посмотрите на таблицу № 1 раздаточного материала. Данные таблицы показывают среднюю обеспеченность сельскохозяйственного предприятия трудовыми ресурсами. В связи с тем, что в сельском хозяйстве по причине сезонного характера производства потребность в рабочей силе в разные периоды резко колеблется, при более углубленном анализе нужно выяснить обеспеченность предприятия персоналом в периоды наиболее напряженных работ (посевной кампании, уборки урожая). Как вы видите, четвертый столбец «Уровень обеспеченности, %» заполнен не до конца. Вам необходимо до конца рассчитать уровень обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (факт/план * 100%).
- Проверим, правильно ли выполнено задание (по одному студенты говорят ответы (по строчкам таблицы)). ***Выяснить, все ли решили верно, если нет, то как спросить, как решали и объяснить верный способ решения.
- Молодцы, все справились с заданием.
- Продолжим. Следует также анализировать и качественный состав персонала по возрасту, полу, образованию, стажу работы, квалификации, отношению к собственности (таблица № 2). Каждого работника административно-управленческого персонала следует проверить на соответствие фактического уровня образования занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.
- Давайте рассчитаем удельный вес персонала по каждой из представленных групп. За 100 % принимается общая численность персонала в группе (например, по возрасту – 740чел.). Удельный вес = численность по каждому пункту группы/ общая
·численность персонала в группе*100% (например, 37/740*100=5%).***Проверка правильности решения аналогична предыдущему примеру.
- Молодцы, все справились с заданием.
- Переходим ко второму вопросу нашей темы занятия. Для характеристики движения персонала рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
коэффициент оборота по прием у работников (Кпр):
Кпр = Количество принятого персонала на работу / Среднесписочная численность персонала;
коэффициент оборота по выбытию (Кв):
Кв = Количество выбывших работников / Среднесписочная численность персонала;
коэффициент текучести кадров (Кт.к):
Кт.к = Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины / Среднесписочная численность персонала;
коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с):
Кп.с = Количество работников, проработавших весь год / Среднесписочная численность персонала предприятия.
коэффициент замещения (Кз):
Кз = (Количество принятого персонала - Количество выбывших работников) / Среднесписочная численность персонала;
Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).
***Обратить внимание на различие между коэффициентом оборота по выбытию и коэффициентом текучести кадров.
- Давайте решим задачу 1 раздаточного материала. Для начала необходимо рассчитать численность персонала на конец года, а затем коэффициенты, характеризующие движение персонала на предприятии.
***Вызываются к доске (по очереди) три студента для нахождения неизвестных величин.
***Контроль за решением задачи на местах.
- Итак, мы рассмотрели два вопроса темы, касающиеся обеспеченностью предприятия персонала и эффективностью его использования.
***Спросить нет ли вопросов и непонятных моментов по теме.
- Переходим к рассмотрению последнего вопроса: анализ полноты использования персонала предприятия (фонд рабочего времени). Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (таблица 3).
Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость можно представить следующим образом:
ФРВ= ЧР · Д · П,
где ЧР – численность рабочих;
Д – количество отработанных дней одним рабочим;
П – продолжительность рабочего дня.
- Анализ влияния данных факторов проведем способом абсолютных разниц.
***К доске вызывается студент, остальные решают самостоятельно в тетради задание таблицы 3. Затем решение у доски и на местах сверяются.
- Сделаем выводы. Как показывают рассчитанные данные, на предприятии отмечается недостаток трудовых ресурсов и, несмотря на это, наличные ресурсы используются недостаточно полно: в среднем одним рабочим отработано 252 дня вместо 260 по плану, из-за чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили 8 дней на каждого рабочего, а на всех - 4336 дней (8 * 542) или 30 352 ч (4336.7).
Существенны и внутрисменные потери рабочего времени: за один день они составили 0,5 ч.;а за все отработанные дни 68292 ч. Общие потери рабочего времени - 98 644 ч.
После определения сверхплановых потерь рабочего времени необходимо изучить причины их образования, которые могут быть вызваны следующими объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом:
дополнительные отпуска с разрешения администрации;
заболевания работников с временной потерей трудоспособности;
прогулы;
просто и из-за неисправности машин, механизмов, климатических условий;
отсутствие работы, электроэнергии, топлива и т.д.

Каждый вид потерь анализируется более подробно, в особенности те, которые зависят от предприятия. Большинство из них (кроме потерь, обусловленных заболеваниями работников и климатическими условиями) можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени.
Потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объема производства продукции, т.к. они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников.
Конспекти-руют














Ответ: план по труду; статистическая отчетность «Отчет по труду»; данные табельного учета; данные отдела кадров.
Конспекти-руют











Решают задание
Отвечают




Конспекти-руют







Решают задание
Отвечают



Конспекти-руют



















Решают задание на доске и в тетради






Конспекти-руют
















Решают задание на доске и в тетради











Конспекти-руют




Объяс-нение





























Рассказ
Объяс-нение


























Рассказ
Объяс-нение



















См. работа









Рассказ
Объяс-нение














См. работа













Рассказ
Объяс-нение

















6
5
- Подводя итоги сегодняшнего занятия, хотелось бы еще раз остановиться на основных моментах изучаемой темы:
-- Обеспеченность предприятия персоналом определяется путем сравнения фактического его наличия по категориям и профессиям с плановой потребностью.
-- Необходимо анализировать и качественный состав персонала по возрасту, полу, образованию, стажу работы, квалификации, отношению к собственности и т.д.
-- Для характеристики движения персонала рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
коэффициент оборота по прием у работников (Кпр),
коэффициент оборота по выбытию (Кв),
коэффициент текучести кадров (Кт.к),
коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с),
коэффициент замещения (Кз).
-- Полноту использования персонала по степени использования фонда рабочего времени.
ФРВ= ЧР · Д · П
Анализ влияния факторов проводится любым способом факторного анализа.
*** Ответить на интересующие вопросы студентов по теме.
*** Выставить оценки отвечающим у доски и активно работающим с места студентам.
- Домашнее задание: учить конспект, подготовиться к практической работе.
- Всем спасибо, урок закончен, можете быть свободны.

Слушают и задают интересующие вопросы




















Записывают домашнее задание

Рассказ